Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 16.8. Кодекса об Административных правонарушениях

Официальный текст:

Статья 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам

Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий юриста:

Объективная сторона указанного нарушения таможенных правил выражается в причаливании к находящимся под таможенным контролем судну и другим плавучим средствам судов либо других плавучих средств, за исключением случаев, если такое причаливание допускается. Согласно статье 7 Кодекса торгового мореплавания РФ под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания, а именно:

- перевозок грузов, пассажиров и их багажа;

- промысла водных биологических ресурсов;

- разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

- лоцманской и ледокольной проводки;

- поисковых, спасательных и буксирных операций;

- подъема затонувшего в море имущества;

- гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

- санитарного, карантинного и другого контроля;

- защиты и сохранения морской среды;

- проведения морских научных исследований;

- учебных, спортивных и культурных, и иных.

Исходя из содержания этого определения можно сделать вывод, что в Кодексе торгового мореплавания РФ одним понятием судна охватываются и собственно суда, и все иные плавучие средства. Хотя Таможенный Кодекс не содержит специальной регламентации порядка причаливания к судам и иным плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, законом была сохранена норма об ответственности за данное правонарушение. Установление такой ответственности призвано обеспечить исключение возможности доступа лиц на судах и других плавучих транспортных средствах к судам, находящимся под таможенным контролем, в целях обеспечения сохранности перемещаемых на этих судах товаров.

Ограничение доступа лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля (в том числе и таможенного), а также возможность установления полного запрета на такой доступ установлены, в частности, статьей 24 Закона РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 "О Государственной границе РФ", регулирующей порядок пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу лиц и транспортных средств. Согласно той же статье все действия с транспортными средствами и грузами (начало движения, определение места стоянки транспортного средства и его изменение, выгрузка пассажиров и грузов) осуществляются только с разрешения пограничных и таможенных органов.

Эти правила нашли отражение в Положении о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ этими судами, утвержденном приказом ГТК России от 12 сентября 2001 года № 892, который с 01.01.2004 действует в части, не противоречащей Таможенному Кодексу. Согласно указанному Положению все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля. Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по согласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля. Не допускается причаливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля.

Разрешение таможенного органа на осуществление операции по причаливанию не требуется в случае форс-мажорных обстоятельств (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа и пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.), требующих немедленного реагирования. В этих случаях таможенный орган может быть уведомлен о причаливании уже после проведения этой операции (пункт 10 указанного Положения). Обязательным условием привлечения лица к ответственности за данное правонарушение является нахождение судна или плавучего средства, к которому осуществлено причаливание, под таможенным контролем.

Суда, как и любые другие товары и транспортные средства, при ввозе находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ и до наступления одного из обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 360 Таможенного Кодекса, а при вывозе с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы.

При этом если само судно, находящееся под таможенным контролем, причаливает к судну, не находящемуся под таможенным контролем, формально событие нарушения таможенных правил, предусмотренного статьей 16.8, отсутствует.

 

 

Rambler's Top100