Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 16.19. Кодекса об Административных правонарушениях

Официальный текст:

Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры

1. Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

2. Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

3. Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Комментарий юриста:

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 16.19, образует несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, совершенное путем:

- заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах;

- представления недействительных документов.

При этом обязательным условием привлечения лица к ответственности по статье 16.19 является несоблюдение условий помещения товаров под таможенный режим вследствие именно заявленных недостоверных сведений и (или) представленных недействительных документов. Несоблюдение соответствующих условий помещения товаров под таможенный режим при его заявлении (декларировании), не связанное с заявлением при декларировании товаров недостоверных сведений или представлением недействительных документов, не образует состав правонарушения. Так, заявление таможенного режима в отношении товаров, неразрешенных к помещению под соответствующий режим (например, пункт 4 статьи 174, пункт 2 статьи 188, пункт 4 статьи 198, пункт 1 статьи 217 Таможенного Кодекса), непредставление разрешения на переработку товаров на таможенной территории, для внутреннего потребления, вне таможенной территории (пункт 1 статьи 174, пункт 1 статьи 188, пункт 1 статьи 198 Таможенного Кодекса) не влечет административной ответственности. В соответствии со статьей 161 Таможенного Кодекса обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенный режим возлагается на декларанта, в связи с чем субъектом ответственности по пункту 1 статьи 16.19 Кодекса об Административных правонарушениях является указанное лицо, в том числе и при декларировании товаров таможенным брокером. Факт совершения таможенных операций при таможенном оформлении не возлагает на таможенного брокера обязанностей, которые прямо закреплены Таможенным Кодексом за лицом, указанным в статье 16 Таможенного Кодекса, перевозчиком либо иным лицом (статья 144 Таможенного Кодекса).

Пункт 2 статьи Кодекса об Административных правонарушениях предусматривает ответственность за:

- пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены;

- передачу права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров или транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа.

Противоправность указанных деяний обусловлена статьей 156 Таможенного Кодекса, в соответствии с которой ввоз и вывоз товаров влекут обязанность поместить их под определенный таможенный режим и соблюдать этот режим. Под соблюдением таможенного режима следует понимать пользование и распоряжение товарами, помещенными под таможенный режим, с учетом запретов и ограничений, установленных его правовой регламентацией, а также завершение действия таможенного режима предусмотренным способом. Предметом данного административного правонарушения могут быть только те товары, которые помещены под определенный таможенный режим. Помещение товаров под таможенный режим считается состоявшимся в момент их выпуска таможенным органом (пункт 3 статьи 157 Таможенного Кодекса). Так, статьями 176, 190 Таможенного Кодекса определены операции, которые могут проводиться с товарами, помещенными под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории, для внутреннего потребления.

Статьями 211 и 219 Таможенного Кодекса предусмотрены ограничения на пользование и распоряжение временно ввезенными товарами и товарами, помещенными под таможенный режим таможенного склада. Пользование или распоряжение такими товарами в нарушение таможенного режима подлежит квалификации по пункту 2 статьи 16.19. Передача в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения допускается в отношении товаров, помещенных под таможенные режимы переработки на таможенной территории (пункт 5 статьи 179 Таможенного Кодекса), временного ввоза (пункт 2 статьи 211 Таможенного Кодекса) и таможенного склада (пункт 4 статьи 219 Таможенного Кодекса). Основным требованием таможенного режима является его завершение определенным способом (статьи 185, 195, 208, 214, 223 Таможенного Кодекса и др.). Невыполнение лицом установленного требования о завершении таможенного режима или выполнение такого требования с нарушением установленного срока влечет ответственность по пункту 3 статьи 16.19.

В частности, по пункту 3 данной статьи квалифицируется деяние, выразившееся в не вывозе за пределы таможенной территории РФ временно ввезенных товаров либо не заявлении их к иному таможенному режиму по истечении срока временного ввоза. Следует отметить, что в случае, когда нарушенный срок выполнения требования таможенного режима является незначительным, в силу чего деяние не представляет существенной общественной опасности, представляется обоснованным применение статьи 2.9 Кодекса об Административных правонарушениях и освобождение лица от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения. Не вывоз с таможенной территории РФ товаров, помещенных под таможенный режим экспорта (так называемый псевдоэкспорт), не образует состав рассматриваемого нарушения таможенных правил. Это обусловлено пунктом 3 статьи 122 Таможенного Кодекса, в соответствии с которым российские товары могут быть вывезены в количестве меньшем, чем заявлено при их помещении под таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

При этом представляется, что указанное положение распространяется как на случаи не вывоза части российских товаров, помещенных под таможенных режим экспорта, так и не вывоза таких товаров в полном объеме. Субъектом нарушений таможенных правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 16.19, следует считать декларанта, лицо, на которое возлагаются обязанности по соблюдению условий и ограничений таможенных режимов и завершению его действия в соответствии с требованиями законодательства, то есть лицо, поместившее товары под таможенный режим. При передаче разрешения на переработку товаров на основании пункта 5 статьи 179 Таможенного Кодекса, передаче временно ввезенных товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 211 Таможенного Кодекса или отчуждении товаров, находящихся на таможенном складе, передачи в отношении них прав владения, пользования или распоряжения в соответствии с пунктом 4 статьи 219 Таможенного Кодекса ответственность за несоблюдение требований соответствующего таможенного режима несет лицо, которое взяло на себя обязательства по их дальнейшему соблюдению.

 

 

Rambler's Top100