Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Деятельность государственной инспекции безопасности дорожного движения

Государственная инспекция безопасности дорожного движения входит в состав органов внутренних дел, поэтому ее деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона "О полиции". Одним из подразделений ГИБДД является дорожно-патрульная служба (ДПС), отвечающая за состояние аварийности, за поддержание порядка в дорожном движении и за соблюдение участниками движения установленных правил. Деятельность ДПС регламентирована Административным регламентом МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. В Регламенте перечислены цели и задачи, стоящие перед дорожно-патрульной службой, права и обязанности ее сотрудников, изложены правила взаимодействия автоинспекторов с участниками движения, рассмотрены процедуры контроля, выявления и оформления нарушений, оговорены действия сотрудников ДПС в случае ДТП, при розыске угнанных автомобилей и т.д. Там же приведены ссылки на пункты и статьи действующих законодательных и нормативных актов.

Вот некоторые выдержки из Административного регламента, раскрывающие характер этого документа:

4. "Исполнение государственной функции осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также участковыми уполномоченными полиции. Сотрудники других подразделений полиции могут осуществлять административные действия при проведении совместно с сотрудниками Госавтоинспекции специальных мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности."

19. "Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.

45. При осуществлении контроля за дорожным движением принимаются меры к:

- предупреждению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

- предупреждению водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить;

- выявлению затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов, осуществлению необходимых мер реагирования;

- оказанию содействия участникам дорожного движения в передвижении по маршруту следования;

- выявлению и пресечению нарушений ПДД участниками дорожного движения;

- выявлению и задержанию транспортных средств, находящихся в розыске;

- пресечению преступлений и нарушений общественного порядка и безопасности;

- фиксации и передаче в дежурную часть установленных фактов нарушений правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случае одновременного возникновения обстоятельств, требующих реагирования сотрудника, в приоритетном порядке осуществляются действия, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан, объектов государственной охраны, предупреждение дорожно-транспортных происшествий.

24. Сотрудник несет персональную ответственность за полноту и обоснованность осуществления действий, предусмотренных настоящим Административным регламентом. Административный регламент, помимо общедоступной части, имеет раздел "для служебного пользования". Таким образом, участникам дорожного движения недоступны некоторые тонкости работы ДПС, не имеющие к ним непосредственного отношения. Однако информации, изложенной в открытой части Регламента, вполне достаточно для отстаивания гражданами своих законных прав и интересов.

40. Контроль за дорожным движением может осуществляться:

- в пешем порядке;

- на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении;

- на стационарном посту ДПС.

43. При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность для своевременного пресечения правонарушения. В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен нести службу на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение.

44. При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.

53. Для предупреждения нарушений ПДД могут также использоваться устройства (макеты, манекены), имитирующие сотрудника, патрульный автомобиль, технические средства фиксации нарушений правил дорожного движения.

Как видно, на распространенный вопрос "Может ли гаишник прятаться в кустах?" Регламент дает совершенно недвусмысленный ответ - да, может. Однако даже в этом случае сам автоинспектор и его транспортное средство должны обладать рядом отличительных признаков, наличие которых является обязательным.

47. При выявлении нарушения ПДД, совершенного участником дорожного движения, могут быть осуществлены:

- остановка транспортного средства, пешехода с целью пресечения этого нарушения и осуществления производства по делу об административном правонарушении;

- передача информации о нарушении другому наряду сотрудников или в дежурную часть (в случае невозможности принятия самостоятельных мер к остановке транспортного средства).

При одновременном выявлении нарушений ПДД, совершенных несколькими участниками принимаются меры к пресечению нарушений, представляющих наибольшую опасность для жизни и здоровья граждан.

Из сказанного вытекает, что в ситуации, когда водителя останавливают и оформляют нарушение, допущенное им полчаса назад, о котором сотрудники ДПС сообщили друг другу по рации, нет ничего противозаконного. В то же время любое обвинение должно быть подкреплено конкретными доказательствами, а собирать их - это обязанность того, кто оформляет материалы дела об административном правонарушении.

Помимо регулирования дорожного движения и контроля его безопасности, в том числе с использованием автоматических средств фиксации нарушений, сотрудники ДПС должны осуществлять и другие действия, которые названы в Регламенте "административными процедурами", а в Кодексе - "мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях".

Перечень административных процедур включает в себя:

- остановку транспортного средства или пешехода;

- проверку идентификационной маркировки транспортного средства и номерных знаков;

- проверку документов, которые водитель должен иметь при себе;

- вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования либо об отказе в возбуждении дела;

- опрос лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля;

- составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления по административному делу;

- отстранение от управления транспортным средством;

- освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление на медицинское освидетельствование состояния опьянения;

- изъятие водительского удостоверения;

- задержание транспортного средства;

- осмотр транспортного средства и груза и досмотр транспортного средства;

- личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

- изъятие вещей и документов и арест вещей;

- доставление, административное задержание и задержание;

- выезд на место ДТП и составление протокола осмотра места ДТП.

Каждая административная процедура прописана в Регламенте "от" и "до" - собственно, ради этого он и был введен в действие. Таким образом, любой участник движения, вооружившись Регламентом, может потребовать от автоинспектора соблюдения установленных требований или оценить законность примененных к нему мер, а при необходимости - пожаловаться на допущенные нарушения. Любая правильно оформленная жалоба подлежит служебной проверке, причем по результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений прав участников дорожного движения осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ (пункт 243 Регламента).

 

Rambler's Top100