Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Должен ли останавливаться водитель по требованию!?

Согласно пункту 63 "Административного регламента", Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

- установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;

- наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

- необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

- выполнение распорядительно-регулировочных действий;

- необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего "Административного регламента");

- необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

- проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

- проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров.

Из контекста "Административного регламента" следует, что стационарный пост должен иметь помещения, куда может пройти водитель (пункты 35, 70) и т.д. Потому всякие грибки, будки, навесы и прочее стационарными постами не являются. Стационарный пост ДПС — место несения службы нарядами ДПС, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности. К стационарному посту, согласно пункту 14 "Административного регламента", приравнивается "Контрольно-пропускной пункт" (КПП) — наряд органов внутренних дел, выставляемый для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств.

На дороге служебные обязанности выполняют исключительно инспекторы ГАИ и участковые (пункт 3 "Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения"). Однако вас могут остановить отнюдь не все сотрудники ГАИ. Пункт 2.4 ПДД: Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 (Пункт контроля международных автомобильных перевозок) контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.

Пункт 1.2: "Регулировщик — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей". Пункт 1.3: "Участники дорожного движения обязаны выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами".

Таким образом, остановить вас в обычной обстановке имеет право далеко не каждый сотрудник полиции, а лишь полицейский-регулировщик. Форма и отличительный знак — обязательны. Эти требования также закреплены и в пункте 33 "Административного регламента". Экипировка подразумевает световозвращающий жилет и светящийся жезл для инспекторов, несущих службу в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (пункт 43 "Административного регламента"), контролирующих движение на стационарных постах ДПС, КПП, а также работающих на местах ДТП. Выделенный выше союз "или" относится лишь к тем службам, для которых форменная одежда не предусмотрена, например работники дорожно-эксплуатационных служб. В первую очередь требованиям ПДД, предъявляемым к регулировщикам, отвечают инспекторы рот, батальонов и полков ДПС. Как исключение, водителя может остановить и сотрудник службы ДИиОД, если во время проверки состояния дорог и технических средств организации движения он непосредственно обнаружит нарушение ПДД.

Просто так стоять "на хлебном месте" и выписывать протоколы, как инспекторы ДПС, сотрудники ДИиОД права не имеют. Стажер в спортивном костюме даже при наличии экипировки регулировщиком не является. Более того, в Приказе МВД от 15.08.2011 г. № 942 указано: "10. При привлечении стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается поручать стажеру регулирование дорожного движения". Если за нарушение ПДД вас останавливает стажер, который не имел права этого делать, то останавливаться, конечно, нужно. Откуда вам известно, что он стажер, а не работник дорожной службы? Но несоблюдение законности (статья 1.6 КоАП) становится поводом для обжалования постановления в случае, если оно вынесено после незаконной остановки.

В случае остановки вне служебного времени инспектор ДПС не исполняет свои функции (пункты 32 и 38 "Административного регламента") и составлять протокол права не имеет, он может быть только свидетелем. По документу для служебного пользования "Наставление по работе ДПС" инспектор заступает на службу и оканчивает службу в момент принятия начальником или дежурным соответствующего решения. Нагрудный знак выдается только на время несения службы (пункты 57, 65, 104). Соответственно, во внеслужебное время регулировщиком инспектор являться не может и останавливать автомобили права не имеет. Если инспектор вне рабочего времени не сдал значок, то с его стороны и со стороны его начальников имело место грубое нарушение.

Передвигаться во время несения службы инспектор имеет право только на патрульном автомобиле (пункт 41 "Административного регламента"), то есть на автомобиле, состоящем на балансе ГАИ и включенном в патрульную ведомость (пункт 35 "Административного регламента"). Специальная цветографическая схема на патрульном автомобиле не обязательна (тот же пункт 35). Если вас остановил инспектор, рядом с которым автомобиль без надписей, то, скорее всего, инспектор подрабатывает в сверхурочное время на личном автомобиле, номера которого следует указать в протоколе. Если инспектор во время патрулирования движется на автомобиле без специальной цветографической схемы, то останавливать в момент движения транспортные средства он права не имеет (пункт 44 "Административного регламента").

С одной стороны, сотрудники полиции, не относящиеся к ГАИ, могут нести службу на дороге только совместно с сотрудниками ГАИ по приказу руководителя органа внутренних дел (пункт 4 "Административного регламента"). С другой, согласно Приказу МВД от 05.05.2012 г. № 403, помимо инспекторов ГАИ составить протоколы за нарушение ПДД могут и другие сотрудники полиции при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка (Решение ВС РФ от 11.04.2011 г. № ГКПИ 11-372). Например, в пункте 218.2. Устава Патрульно-постовой службы записано, что наряд ДПС имеет полномочия:

1. Предотвращать факты управления транспортными средствами лицами:

- находящимися в состоянии опьянения,

- не достигшими возраста, дающего право управления транспортным средством (когда возраст очевиден или известен сотруднику).

2. В установленном порядке пресекать эти и другие правонарушения, влекущие очевидную угрозу жизни и здоровью граждан.

3. В пределах компетенции пресекать нарушения ПДД пешеходами.

То есть просто выйти на дорогу и тормозить для проверки документов или за нарушение ПДД кого угодно сотрудник ППС права не имеет, так как нет ни очевидной угрозы жизни и здоровью, ни установленного для них порядка по пресечению правонарушений. А вот составить протокол на пешехода или тормознуть пьяного — пожалуйста. В разделе 8 Приказа № 403 также указаны статьи КоАП, по которым имеют право составлять протоколы и сотрудники Военной автоинспекции внутренних войск МВД. Например, инспектор ВАИ МВД имеет право составлять протоколы по части 4 статьи 12.2, частям 1 и 2 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконной установки опознавательного фонаря такси), частей 3-6 статьи 12.5, части 2 статьи 12.7 и статей 12.8, 12.26 КоАП.

Должностные лица подразделений по охране диппредставительств и консульств вправе составлять протоколы по части 1 статьи 12.9 КоАП. В дневное время сотрудники других служб МВД вполне подходят под определение регулировщика — форма и значок имеются. Но отличить во время движения сотрудника, осуществляющего надзор за дорожным движением, очень легко — у них специальная форма, на которой много световозвращающих элементов, в том числе околыш фуражки, также "снаряжение кожаное белого цвета". У сотрудников ДПС значок круглый, в отличие от всех остальных служб полиции, у которых значок имеет овальную форму. После остановки всегда обращайте внимание, что написано на значке. В центре значка под двуглавым орлом должно быть три буквы "ДПС". Снизу — код региона и через тире личный номер инспектора.

Действия полицейских других служб должны в точности совпадать с действиями инспектора ДПС. Ваши права в разговоре с полицейским такие же, как в разговоре с инспектором ДПС. Поэтому можете потребовать от полицейского представиться, предъявить документы и назвать причину остановки. Отдельно следует сказать о пункте 2 части 2 статьи 27 Закона о полиции, где значится: "Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае выявления административного правонарушения принять меры по предотвращению и (или) пресечению административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения административного правонарушения и сообщить об этом в подразделение полиции".

Согласно части 3 статьи 28 Закона о полиции сотрудник при этом обладает правом:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;

3) требовать от лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия подразделения полиции а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, в служебное помещение подразделения полиции.

Нарушение ПДД в глобальном большинстве случаев носит одномоментный характер. Например, проезд на красный сигнал светофора. Разговор о предотвращении и пресечении подобных правонарушений — бессмысленный. Проверить документы и задержать сотрудник полиции может, а вот составлять какие-либо протоколы-постановления - нет. Его последняя обязанность — передать правонарушителя с рук на руки сотрудникам ДПС, а самому занять скромное место свидетеля. Сотрудники других служб полиции, которые, увидев нарушение ПДД, решают "развести" водителя на денежку, останавливают его, прикрываясь этими статьями закона. Далее начинается разговор "по душам", при котором на водителя оказывается психологическое давление с целью получения взятки. Настаивайте на вызове ДПС.

 

Rambler's Top100