Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Ответственность пешеходов и водителей за нарушение пдд

"Пешеходный переход" — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2 (пункт 1.2 ПДД). Переход может располагаться только на проезжей части и трамвайных путях, поскольку на тротуарах, обочинах, разделительных полосах он не нужен. Переход предназначен для перехода дороги. Приведем выдержки из ПДД, позволяющие понять, когда и как водитель уступает дорогу пешеходам.

1.2. Преимущество (приоритет) — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Понятия "уступить дорогу" и "преимущество" используются в паре и регулируют очередность движения. Кто имеет преимущество, тот движется первым, кто уступает дорогу — вторым. Если в ПДД прописана обязанность водителей уступить дорогу пешеходам, то, соответственно, пешеходы в этом случае получают преимущество. Если траектория движения пешехода и траектория движения транспортного средства пересеклись и время их нахождения в точке пересечения совпало, то пешеход имеет право пройти первым. Такая трактовка закреплена в статье 12.18 КоАП, диспозиция которой подразумевает наказание водителей за не предоставление преимущества в движении пешеходам, так как водители не уступили им дорогу. Как догадаться, что траектории пересеклись? На это указывает возможное изменение направления движения. Как догадаться, что совпало время нахождения в точке пересечения? На это указывает возможное изменение скорости движения. Совмещение местонахождения автомобиля и пешехода во времени и пространстве недопустимо! Вот, собственно, и вся заложенная в ПДД логика.

Если вы проехали пешеходный переход, по которому двигался пешеход, и он в этот момент не изменил ни направления движения, ни скорость, то либо траектории вашего движения не пересеклись, либо время в точке пересечения не совпало. Определение очередность движения теряет смысл, и становится совершенно не важным, кто прошел или проехал первым. В противном случае водитель притормаживает и, возможно, останавливается, пропуская пешехода. Переход дороги заключается в движении по пешеходному переходу (пункт. 4.3 ПДД). Пока пешеход не переступил границу проезжей части или трамвайных путей, то разговоры о переходе им дороги не имеют смысла. Но все не так просто. Если пешеход в момент вашего Проезда через переход лишь занесет ногу над проезжей частью, то обязанность уступить ему дорогу возникнет немедленно. Поэтому поведение пешехода на тротуарах, обочинах и разделительных полосах нужно прогнозировать. И если они успеют переступить границу проезжей части или трамвайных путей, то дорогу им нужно уступать. Перед тем как вступить на проезжую часть или трамвайные пути, пешеход обязан убедиться в безопасности перехода (пункт 4.5 ПДД), то есть пешеходу нужно посмотреть налево, направо и принять решение.

Большинству людей для этого необходимо остановиться. Исходя из соображений безопасности, пешеходы могут останавливаться и при движении по переходу, чтобы убедиться, что водители предоставили им преимущество. Если пешеход прошел по переходу, не меняя направления движения и скорости, то нарушений с вашей стороны нет. Если изменения скорости были, то необходимо установить их причину. Мало ли, вдруг пешеход вспомнил, что забыл выключить утюг? При повороте на перекрестке, где нет пешеходного перехода, но есть трамвайные пути, нарушение с вашей стороны будет иметь место, если пешеходы изменили направление или скорость движения при пересечении проезжей части (пункт 13.1 ПДД. Трамвайные пути в пункте 13.1 ПДД не упоминаются, и при отсутствии пешеходного перехода обязанность уступать дорогу пешеходам на трамвайных путях у водителей не возникает). При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2 (пункт 1.2 ПДД). Другими словами, если "зебра" нанесена, а пешеход идет не по ней, то он — не на переходе, и обязанность уступать ему дорогу не возникла. Аналогично, если пешеход вышел за пределы "расстояния между знаками".

Если пешеход стоит на тротуаре, обочине или разделительной полосе, то вы никаких действий предпринимать не обязаны (пункты 13.1 и 14.1 ПДД). Если пешеход вступил на проезжую часть, когда вы проезжали мимо, то с его точки зрения переход безопасен (пункт 4.5 ПДД). Если пешеход вступил на проезжую часть и инспектор заявляет, что вы не уступили ему дорогу, то нарушение ПДД обоюдное — нарушили Правила как вы (пункты 13.1, 14.1 ПДД), так и пешеход (пункт 4.5 ПДД). По "Конвенции о дорожном движении" при появлении пешехода на нерегулируемом пешеходном переходе водители обязаны снижать скорость или останавливаться. Это правило очень разумно, поскольку для снижения скорости нужно как минимум снять ногу с педали акселератора, то есть из остановочного пути искусственно исключается расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя. Остается только тормозной путь (время сработки тормозов плюс движение с установившимся замедлением).

Если вы проехали переход первым и, по мнению инспектора, пешеход из-за этого изменил направление движения или скорость, то в первую очередь попробуйте донести до инспектора следующую мысль: если исправный автомобиль стоит посреди дороги, хотя может двигаться, не создавая никому помех, в том числе пешеходам, то сама по себе такая остановка создает опасность. Проезжая часть по определению предназначена для движения, а не остановки (пункт 1.2 ПДД), и остановка на ней запрещена. На проезжей части разрешается останавливаться лишь при отсутствии обочины (пункт 12.1 ПДД). Более того, если речь идет о скоростных дорогах (автомагистраль или дорога для автомобилей), то на них остановка запрещена даже на обочине (пункт 16.1 ПДД). Другими словами,, обще признано, что стоящий просто так на дороге автомобиль создает опасность для других. И такая остановка наказывается достаточно строго — штраф 2000 рублей по части 4. статьи 12.19 КоАП. То есть штраф больше, чем за не пропуск пешехода! И на практике примеров достаточно много, когда водители, предпочитая перестраховаться от штрафа за то, что не уступили дорогу пешеходам, останавливались заранее и получали удар сзади.

У инспекторов есть беспроигрышный вариант: не остановился, когда пешеход близко, — штраф 1500 рублей по статье 12.18 КоАП, остановился, когда пешеход далеко, — штраф 2000 рублей по части 4 статьи 12.19 КоАП. Используйте данный момент, если вас остановили из-за пешехода, и прямо говорите инспектору: "Боялся, что выпишете штраф за то, что остановился и создал препятствие, так как пешеход был далеко от меня". Поскольку у нас действует презумпция виновности водителя, то вам необходимо доказать, что вы уступали дорогу пешеходу, то есть нужна какая-то количественная оценка. Скорость быстро идущего молодого человека известна — 7 км/ч, или 2 м/с. Минимальная ширина двух полос на многополосной дороге — 3,5 м. Если в момент проезда перехода между вами и пешеходом было не менее двух полос, то пешеходу до вас идти быстрым шагом 3,5 с. На этот критерий и нужно ориентироваться. Дети и пожилые люди идут медленнее. Если разметки нет, то исходите из ширины вашего автомобиля. Например, ширина автомобиля "Приора" без зеркал порядка 1,7 м. Ширина двух автомобилей - 3,4 м, то есть примерно ширина одной полосы. Если на фотографии или видеозаписи в момент проезда перехода между пешеходом и автомобилем четыре ширины вашего автомобиля, то минимальный запас хода у пешехода все те же 3,5 с, и вы дорогу пешеходу уступили.

 

Rambler's Top100