Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Предоставление преимущества в движении

Глава 3 ПДД о специальных сигналах читается очень тяжело. Там слишком длинные предложения, и пока дочитаешь до конца, забываешь, что было в начале. Потому в автошколе лучше применять для прочтения этой главы аббревиатуры.

Например:

ПМСЦ — проблесковый маячок синего цвета;

СЗС — специальный звуковой сигнал;

ТС — транспортное средство.

Итак, ситуация: сзади раздается вой сирены, водитель смотрит в зеркало заднего вида, видит ПМСЦ, начинает искать место, куда бы перестроиться, но уже в этот момент звучит приказ: "Принять вправо, остановиться!" Водителю вменяют "не предоставление преимущества транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами" (часть 2 статьи 12.17 КоАП), и ему грозит лишение права управления транспортным средством сроком от одного до трех месяцев. Что делать?

Понятие "преимущество", согласно пункту 1.2 ПДД, дает право на первоочередной проезд. В пункте 3.1 ПДД конкретизируется, что водители с включенными ПМСЦ и СЗС могут воспользоваться приоритетом "только убедившись, что им уступают дорогу". Читаем далее пункт 3.2 ПДД: "При приближении ТС с включенными ПМСЦ и СЗС водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного ТС". Таким образом, преимущество в движении автомобиль с включенными ПМСЦ и СЗС получает за счет того, что ему уступают дорогу.

Пункт 1.2 ПДД: "Уступить дорогу" — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость", то есть при приближении сзади автомобиля с ПМСЦ и СЗС для его беспрепятственного проезда водитель должен:

- не начинать движение;

- не возобновлять движение;

- не продолжать движение;

- не осуществлять какой-либо маневр.

Перестраиваться вправо или влево, освобождая дорогу автомобилю с включенными ПМСЦ и СЗС, в обязанности водителя по ПДД не то что не возникает, само маневрирование запрещено. Если дело дошло до суда, то водителю следует пригласить инспектора в суд и задать ему вопрос: "Как должен был поступить водитель?" После разъяснений инспектора, что нужно было освобождать дорогу, достать Правила и просить указать, где об этом написано. И уточнить: на его взгляд "беспрепятственный проезд" и "освобождение дороги" — одно и то же?

Как ни странно звучит, но, согласно ПДД, оптимально для водителя — "не продолжать движение", то есть правильнее всего остановиться, а остальное — не его проблема. Кроме того, данное действие абсолютно соответствует так любимому ГАИ пункту 10.1 ПДД: возникла опасность для движения — тормози. Экстренное торможение разрешено только для предотвращения ДТП (пункт 10.5 ПДД) и в данном случае неприменимо. Потому "продолжение движения" на разумном расстоянии за разумное время вполне допустимо. Но времени инспекторы ДПС не дают.

Обязанность освободить дорогу и при необходимости остановиться прописана в пункте 1 статьи 34 Конвенции. Однако, как указал Конституционный суд, положения Конвенции: "направлены на повышение безопасности международного дорожного движения (преамбула Конвенции о дорожном движении)" (Определение КС РФ от 26.05.2011 г. № 736-0-0), то есть нормы Конвенции имеют лишь рекомендательный характер. И водителям вменяют именно нарушение конкретных пунктов ПДД, а не Конвенции.

Уровень звукового давления СЗС составляет не менее 98 дБ на расстоянии 7 м (пункты 2.4.3.1.7 Приложения 5 Технического регламента). Без включения СЗС автомобили спецслужб преимущества не имеют (пункт 3.1 ПДД). Если вы СЗС не слышали, то обязанности уступать дорогу не возникло. Если инспекторы утверждают, что СЗС был включен, а на вашей записи с видеорегистратора его просто не слышно, а свидетели врут, то ходатайствуйте о проведении экспертизы. Нет ничего проще, поставить автомобили на соответствующем записи расстоянии, включить сирену и записать ее звук на видеорегистратор.

Звук 130 дБ — болевой порог для человека. Не услышать 98 дБ даже с закрытыми окнами невозможно. Да и здравый смысл подсказывает, что сирена, звук которой никто не услышит, никому не нужна. В действующем ГОСТ Р 50574-2002 прямо указано: "Возможно применение специального звукового сигнала типа "кратковременная сирена" или "Air Horn". В принятом позже Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" это положение сохранено.

Важный момент, включать ПМСЦ и СЗС водителям спецавтомобилей разрешается, только "выполняя неотложное служебное задание" (пункт 3.1 ПДД). Если одиночный экипаж включает спецсигналы в "профилактических" целях, провоцируя правонарушения с целью составления протокола, то это противозаконно: "Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий" (часть 3 статьи 6 Закона о полиции).

Чтобы не попадать в неприятные ситуации, лучше вам все-таки выполнять требования Конвенции и при приближении сзади или спереди автомобилей с включенными ПМСЦ и СЗС сразу включать правый указатель поворота и искать способ освободить дорогу. Если справа — плотный поток, сигнальте, обращая на себя внимание, и просите, чтобы вам освободили место для перестроения.

 

Rambler's Top100