Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Плохое состояние дорог

Если автомобиль получил повреждения из-за плохого состояния дороги, следует оставаться на месте, поискать свидетелей, сфотографировать или заснять на видео обстановку и вызвать ГИБДД, которая зафиксирует факт ДТП (пункт 88-91 Приказа МВД России от 30.03.2015 г. № 380 "Об утверждении Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области БДД в части соблюдения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог"). В протоколе помимо тщательно переписанных повреждений автомобиля должна быть запись, что они стали следствием плохого состояния проезжей части. На схеме ДТП, кроме обозначения самих дефектов дорожного покрытия, должны быть указаны и их размеры. Иначе впоследствии невозможно будет установить причинно-следственную связь между состоянием дороги и ДТП.

Если речь идет о таком явлении, как гололед, то на схеме необходимо зафиксировать его наличие на проезжей части, а также точное время ДТП, чтобы впоследствии была возможность проверить выполнение организацией, которая отвечает за содержание дороги, нормативов по ликвидации зимней скользкости. Если помимо гололеда на дороге имела место и ледяная колея, то на схеме фиксируются и ее параметры. Свое отражение на схеме или в материалах дела должны найти факты наличия или отсутствия дорожных знаков. Согласно пункту 1.4 "Правил учета и анализа ДТП", при такой аварии в осмотре места происшествия должны участвовать работники организации, эксплуатирующей дорогу, или такой осмотр должен быть проведен в течение суток. При этом составляется "Акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП". Водитель должен настаивать на выполнении требований этого пункта. Попутно устанавливается название и адрес организации, отвечающей за эксплуатацию дороги. Если акт составлен без привлечения работников этой организации, то установить ее название и адрес проще всего все в том же ГАИ — в службе ДИиОД.

При оформлении дела крайне желательно подать ходатайство о привлечении организации, отвечающей за эксплуатацию данного участка дороги, к административной ответственности по статье 12.34 КоАП за "несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог". Для возмещения ущерба вначале следует обратиться в независимое бюро по оценке ущерба и получить заключение о стоимости ремонта. С документов из ГИБДД и бюро снимаются копии, к ним прикладывается до судебная претензия о возмещении ущерба, которая подается в приемную организации, отвечающей за этот участок дороги. На вашей копии претензии ставится входящий номер. Если вас пригласят к руководителю, то какие бы слова он ни говорил, заостряйте внимание на письменном ответе или выплате денег. Не давайте возможности затянуть дело. По получении отрицательного ответа обращайтесь в суд. В большинстве случаев собственник дороги — муниципалитет или администрация субъекта РФ. Если при рассмотрении иска в суде будет установлено, что на данный участок дороги было выделено недостаточно средств, то собственника дороги следует привлечь в качестве соответчика, так как, согласно статье 1068 Гражданского Кодекса, он должен возместить вред, наступивший в результате его бездействия.

Вред в результате бездействия имеет место со стороны местных властей, если дорога оказалась "ничейной" (пункт 6 статьи 13 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления"). А муниципалитет является надлежащим ответчиком по взысканию ущерба, нанесенного в результате его бездействия (Постановление ВАС от 09.07.2013 г. № 3369/13). Водителю при ДТП из-за плохого состояния дороги, как правило, ставят в вину нарушение пункта 10.1 ПДД. Доказательства нарушения пункта 10.1 ПДД должны быть представлены. Утверждения из разряда: раз произошла авария, следовательно, нарушен пункт 10.1 ПДД — голословны. Поскольку при рассмотрении административных дел в обозримом будущем обвинительный уклон будет властвовать безраздельно, подробно рассмотрим пункт 10.1 ПДД, которым водителю предписано:

1. Не превышать установленного ограничения скорости.

2. При выборе скорости учитывать дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

3. Двигаться со скоростью, которая обеспечит возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД.

4. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Подробно по каждому пункту.

1. Дорогу инспектирует как служба ДИиОД в составе ГИБДД, так и дорожники. Если какие-либо знаки, указывающие на повреждение дороги, отсутствуют, то водителю со стороны государства передается информация: можешь ехать спокойно — впереди все отлично (статьи 13, 14, 24 Закона о БДД). И водитель полностью выполняет требования пункта 10.1 ПДД, двигаясь, например, вне населенного пункта по сухой дороге в ясную погоду со скоростью 90 км/ч (решение ВС РФ от 30.08.2010 г. № 71-В11-7 или от 08.11.2011 г. № 48-В11-18). Знак 1.16 "Неровная дорога" устанавливают перед участками дорог, имеющими повреждения покрытия (выбоины, неплавное сопряжение подходов с мостовыми сооружениями, волнистость и т.п.), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью (ГОСТ 52289-2004), то есть сам по себе этот знак не требует снижения скорости.

Если у ямы стоял знак "Ограничение максимальной скорости", то рассуждения о нарушении пункта 10.1 ПДД могут иметь место, если будет установлено, что водитель превысил указанную на знаке скорость. В этом смысле задача инспектора — оформить ДТП, если КоАП предусматривает наказание за действия водителя, то составить протокол. Если работник ГАИ при оформлении ДТП выносит определение об отказе в возбуждении административного дела, рассуждать о виновности или невиновности водителя в нарушении пункта 10.1 ПДД он права не имеет (Постановление ВС РФ от 30.10.12 г. № 18-АД 12-29).

Если со стороны водителя действительно имело место нарушение пункта 10.1 ПДД, то наличие вины в действиях водителя ответственности с дорожников не снимает согласно пункту 13 "Основных положений по допуску". На основании части 2 статьи 1064 Гражданского Кодекса (часть 2 статьи 401 Гражданского Кодекса), которая устанавливает презумпцию вины причинителя вреда, они должны будут доказать, что дорога отвечала требованиям ГОСТов. Если доказательства не представлены, то обязанность по содержанию дороги не выполнена, вина дорожников установлена, и платить им все равно придется, хотя сумма выплат и будет уменьшена с учетом вины водителя (статья 1083 Гражданского Кодекса). Пример: Постановление ФАС Северо-Западного ФО от 13.03.2006 г. № А56-9865/2005. Все вышесказанное относится и к таким явлениям, как гололед и снег. Дорожники в таких ситуациях пытаются доказать, что природные явления относятся к обстоятельствам непреодолимой силы. Но в этом случае они обязаны будут доказать, что не имели никакой возможности ликвидировать гололед или убрать снег с дороги.

Критерии прогнозирования опасных условий приведены в ОДМ 218.2.003-2009 "Методические рекомендации по специализированному прогнозу состояния дорожного покрытия". Например, опасными условиями считаются:

- слой снега, шуги на покрытии более 1 см;

- слой инея на покрытии толщиной более 1 мм;

- на отдельных участках дороги и на мостах слой стекловидного льда;

- коэффициент сцепления — от 0,3 и менее.

На отдельных дорогах допускается снежный накат толщиной не более 100 мм, при этом колея не глубже 3 см, а высота гребней возвышений, занижений и выбоин высотой или глубиной не более 40 мм. Но в данном случае коэффициент сцепления 0,4, как указано в том же разделе, никто не отменял. Другими словами, превращать снежный покров на дороге в гололед недопустимо. При этом судом обоснованно указано на то, что предприятие, зная механизм образования зимней скользкости, обязано было не только ликвидировать ее при обнаружении в установленные сроки, но и проводить профилактические мероприятия при наличии прогноза погодных условий, являющихся причиной образования зимней скользкости на дорогах, в том числе применять меры реагирования по ее устранению после окончания выпадения осадков, не дожидаясь сообщений со стороны третьих лиц. Если автомобиль застрахован по КАСКО, и страховая компания отказывает в выплате после подобного ДТП, ссылаясь на нарушение ПДД, то не их дело, что и где нарушил водитель. Может, он и превысил скорость там, где дорожники возле ямы поставили знак "Ограничение максимальной скорости", однако привлекает водителя к ответственности только государство, а в компетенцию страховой компании воспитание участников дорожного движения не входит.

Тем самым страховая компания, являясь профессиональным участником рынка страхования и экономически более сильной стороной договора страхования, фактически уменьшает свой обычный предпринимательский риск, связанный с выплатой страхового возмещения, ставя выплату страхового возмещения в зависимость от действий страхователя, выгодоприобретателя, а не от факта наступления страхового случая как объективно произошедшего события. Условия дорожные — совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки, непосредственно влияющих на условия дорожного движения. Понятно, что, например, у лесных дорог хозяина нет и быть не может. Никто не ставит там знаки, не наносит разметки. Заехав на такую дорогу, водитель полностью несет ответственность за выбор скорости. Если у дороги есть или должен быть хозяин, то за всю "совокупность" ответственность несут дорожники. Относительно метеорологических условий, как и сказано в ПДД, необходимо выделить именно те, которые влияют на расстояние видимости, если говорить о вине водителя в неверно выбранной скорости. Главное, что эксперты различают общую видимость и конкретную видимость.

В "Словаре основных терминов судебной автотехнической экспертизы" ВНИИ Судебных экспертиз Министерства юстиции СССР (1988) сказано: "Видимость — возможность различать особенности окружающей обстановки, обусловленная степенью освещенности проезжей части дороги, предметов ее обустройства и иных предметов, а также прозрачностью воздушной среды. Характеристикой видимости является ее дальность. Различают дальность общей и дальность конкретной видимости. Дальность общей видимости — расстояние от передней части транспортного средства, на котором с места водителя четко различают элементы дороги на пути движения, ориентирование на которые позволяет вести транспортное средство в соответствующей полосе. Дальность конкретной видимости — расстояние от передней части транспортного средства, на котором с места водителя препятствие может быть узнано по его характерным признакам. Согласно пункту 1.5 ПДД никаких препятствий для движения на дороге быть не должно, то есть водитель на дороге должен видеть только ее элементы. И в пункте 10.1 ПДД речь идет именно об общей видимости, что следует из определения, данного в том же словаре: "Допустимая по условиям дальности видимости дороги (общей видимости) скорость — скорость транспортного средства, следуя с которой водитель имеет техническую возможность путем экстренного торможения остановить его в пределах дальности видимости дороги".

Конкретная видимость в первую очередь зависит от характеристик самого препятствия, например, пешеход на неосвещенной дороге в темной одежде и такой же пешеход со световозвращающими стакерами. Требовать от водителя выбирать скорость, исходя из видимости конкретного препятствия, — глупость. Для этого препятствие сначала должно быть узнано по характерным признакам, а не наоборот. При назначении экспертизы ДТП эксперт определяет расстояние общей видимости и скорость автомобиля, по которым устанавливается, имело место нарушение пункта 10.1 ПДД или нет. В упомянутом выше словаре приводятся определение "дорожно-транспортной ситуации" (ДТС) и определения "простая ДТС" и "сложная ДТС". Их основное отличие — повышенный объем информации, которую должен оценивать водитель при "сложной ДТС". Контролируя движение, водитель следит за другими водителями, считывает знаки, воспринимает сигналы светофора и т.д. Если он не успевает это делать, то обязан снижать скорость, чтобы успевать реагировать на изменяющуюся обстановку. Например, если водитель выехал на желтый сигнал светофора, не заметив моргание зеленого, то он движение не контролировал. Если появление препятствия стало неожиданным, например, сбоку из кустов на дорогу выскочило животное, то говорить об отсутствии контроля движения бессмысленно.

Наиболее яркий и показательный пример в этом плане — сопоставление пунктов 9.10 и 10.1 ПДД. Пункт 9.10 обязывает водителей "соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения". Словарь основных терминов: "Безопасная дистанция (в конкретной дорожно-транспортной ситуации) — расстояние между следующими с одинаковыми скоростями в попутном направлении транспортными средствами, позволяющее водителю заднего транспортного средства предотвратить столкновение в случае внезапного торможения переднего в данной дорожно-транспортной ситуации. Безопасная дистанция не исключает возможность столкновения при внезапной остановке впереди идущего транспортного средства, например наезда на препятствие". Другими словами, если впереди идущий автомобиль тормозит, пускай и экстренно, он не останавливается мгновенно, и его остановочный путь учитывается водителем позади идущего автомобиля при выборе безопасной дистанции. Если толковать пункт 10.1 ПДД таким образом, что водитель должен быть в любой момент готов к мгновенной остановке впереди идущего транспортного средства, то пункт 9.10 ПДД теряет всякий смысл.

Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить. Если водитель не пропустил момент возникновения опасности и предпринял все меры к снижению скорости, о чем, в частности, могут свидетельствовать следы торможения автомобиля, не оборудованного АБС, то требования пункта 10.1 ПДД выполнены. Может быть, эти меры и были недостаточны, но обязанность водитель выполнил. И прочитайте пункт 10.1 ПДД еще раз: водитель должен снижать скорость. Обязанность остановить транспортное средство, как, например, предписано в последнем абзаце пункта 19.2 ПДД, в этом пункте отсутствует. Определение момента возникновения опасности — задача автотехнической экспертизы. Если она не проводилась, то нарушения пункта 10.1 ПДД в этой части не было. В пункте 1.2 ПДД дано определение "опасности для движения". Из определения следует, что не существует градации "маленькая опасность", "большая опасность" — опасность либо есть, либо ее нет. Если говорить о ямах, то, например, для пустого джипа яма может быть неопасной, а для груженной по максимуму легковушки встреча с той же ямой на той же скорости закончится ДТП. Водитель субъективно оценивает, является ли яма на дороге опасностью в данном конкретном случае или нет и насколько нужно снизить скорость, чтобы яма перестала представлять опасность. Причем оценивает в экстремальной ситуации, когда и опытный специалист не в состоянии оценить последствия контакта с препятствием. А вот обязанность дорожников и ДИиОД делать эту оценку объективно, с помощью технических средств и с определенной периодичностью (статьи 13, 14 Закона о БДД).

 

Rambler's Top100