Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Выезд на встречную полосу дорожного движения

Выезд на полосу встречного движения воспринимается водителями как одномоментное действие. Например, пересек водитель сплошную линию разметки — имеет место выезд. Но если водитель выехал на полосу встречного движения там, где разрешено, а вернулся назад на свою сторону проезжей части через сплошную линию, то выезда нет. Такая точка зрения ошибочна. В Определении КС РФ от 18.01.2011 г. указано, что выезд на полосу встречного движения — действие длительное, то есть выезд продолжается от момента, когда автомобиль появился на встречной полосе, до момента, пока он ее покинул. И не важно, в результате каких именно действий водитель оказался на полосе встречного движения там, где это запрещено.

Согласно ППВС РФ от 24.10.2006 года № 18, приводится список пунктов Правил, нарушение которых ведет к лишению прав по частям 4 и 5 статьи 12.15 и по части 3 и 3.1 статьи 12.16 КоАП:

1. Пункт 9.2 ПДД: "На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения".

2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенных разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД). В этом же пункте ПДД говорится, что разметка на дороге с тремя полосами обязательна.

3. По пункту 11.4 ПДД запрещается обгон:

- на перекрестках, за исключением обгона по главной дороге в отсутствие разметки;

- на пешеходных переходах;

- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях. Перед мостами ставят знаки "Наименование объекта";

- в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью. В таких местах должны стоять соответствующие знаки.

4. Согласно пункту 11.4 также запрещен обгон на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними.

В населенном пункте этого нельзя делать сразу же за знаком "Железнодорожный переезд без шлагбаума" или "Железнодорожный переезд со шлагбаумом", так как предупреждающие знаки в населенном пункте ставятся за 50-100 м. Вне населенного пункта устанавливаются знаки "Приближение к железнодорожному переезду". Знак "Приближение к железнодорожному переезду" с одной полосой ставится за 50-100 м. После него обгон запрещен однозначно. Знак с двумя полосами ставится за 100— 150 м. После него обгон крайне нежелателен. Граница переезда проходит по линии шлагбаумов, а при их отсутствии — в 10 м до ближайшего рельса. Пока на выезде вы не проехали границу переезда — обгон запрещен.

5. Запрещается обгон под знаком 3.20 "Обгон запрещен". Под этим знаком разрешено обгонять велосипеды, мопеды и мотоциклы без коляски, а также тихоходные транспортные средства.

Обгон, согласно ППВС РФ, разрешен с учетом пункта 11.4 ПДД, который, в частности, запрещает обгон в местах с ограниченной видимостью. Так как в большинстве случаев стационарный знак "Обгон запрещен" ставится именно в таких местах, то, соответственно, в большинстве случаев от обгона лучше воздержаться. Обгонять мотоциклы, мопеды, велосипеды и тихоходные транспортные средства после временного знака "Обгон запрещен", например, при ремонте дорог, разрешается. В ППВС РФ указано, что такой обгон разрешен даже через сплошную линию, так как знак имеет преимущество перед разметкой.

В ППВС РФ разъясняется: тихоходным считается транспортное средство, которое согласно своим характеристикам не может развивать скорость более 30 км/ч. В помощь водителям оно может быть обозначено соответствующим знаком. Автомобили, которые по какой-то причине не обгоняют тихохода, сами по себе тихоходными не являются, и их обгон запрещен. Всем известный трактор типа "Беларусь" развивает максимальную скорость более 30 км/ч и к тихоходным не относится.

6. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац 8 пункта 15.3 ПДД).

7. За движение по трамвайным путям встречного направления водителя лишают права управления за нарушение требований пункта 9.6 ПДД. При этом не важно, где находятся пути: справа, слева, посередине (Решение ВС РФ от 31.05.2012 г. № АКПИ12-676). Там же указано, что под "выездом на трамвайные пути" понимается обгон или объезд препятствия. Следовательно, пересечение трамвайных путей при повороте (налево или направо) и развороте нарушением "выезд на трамвайные пути встречного направления" не является и наказания не влечет. Об этом же говорится в Определении ВС РФ от 26.12.2006 г. № КАС06-520.

8. Запрещается движение навстречу основному потоку на дороге, обозначенной знаком "Одностороннее движение". В частности, запрещен въезд под знак 3.1 "Въезд запрещен" на дорогу с односторонним движением. В случае проезда под знак "Въезд запрещен" после поворота, следует обратить внимание, что перед поворотом должен стоять либо предписывающий знак (например, "Движение прямо", либо запрещающий, например "Поворот налево запрещен", либо знак "Выезд на дорогу с односторонним движением". Это связано с тем, что видимость знака "Въезд запрещен" намного меньше предписанных 100 м (пункт 5.1.4 ГОСТ 52289-2004). Разговор о предварительном знаке "Въезд запрещен" с табличкой "Направление действия" несостоятелен. Такая комбинация запрещена ГОСТом.

Знак "Въезд запрещен" может быть установлен на выезде с прилегающей территории. За нарушение знака последует только штраф по части 1 статьи 12.16 КоАП (пункт 8.1 ППВС РФ от 24.10.2006 г. № 18). Требования знака "Одностороннее движение", установленного на прилегающей территории, лучше не нарушать. Но уж коли такое случилось, следует привести выдержку из Постановления ВС РФ от 04.07.2012 г. № 57-АД 12-03: "...административная ответственность по части 4 статьи 12.15 КоАП наступает в случае, если движение во встречном направлении было осуществлено на дороге, но не на прилегающей к ней территории".

Справедливости ради: "На прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет дорогу согласно определению термина "дорога" в пункте 1.2 Правил" (Решение ВС РФ от 17.04.2012 г. № АКПИ12-205). В контексте пункта 11.4 СП 42.13330.2011 "Градостроительство" дороги, расположенные на прилегающей территории, называются проездами.

9. При выезде с прилегающей территории, например, со стоянки возле магазина, на которую можно заехать только с участка дороги, обозначенного знаком "Одностороннее движение", знака "Выезд на дорогу с односторонним движением" вы не увидите (пункт 5.6.8 ГОСТ Р 52289-2004). Но, поехав навстречу основному потоку, лишитесь прав.

10. На круговом движении двигаться навстречу основному потоку запрещается. Наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП. Из данной позиции Верховного суда можно сделать вывод, что круговое движение односторонней дорогой не является. Иначе бы наказание было бы предусмотрено части 3 статьи 12.16 КоАП.

11. Движение навстречу основному потоку с пересечением сплошной линии разметки, как до начала маневра, так и после него наказывается лишением права управления. Более того, наказывается нахождение транспортного средства левее сплошной линии разметки даже без ее пересечения (Решение ВС РФ от 17.01.2012 г. № ГКПИ11-1938 и от 29.03.2012 г. № АПЛ12-134).

Позиция Верховного суда состоит в том, что, с одной стороны, разрешения на движение левей сплошной линии разметки ПДД не содержат, а с другой — в РФ принято правостороннее движение. Другими словами, если водитель выехал на обгон через прерывистую линию разметки, опережение производил левее сплошной и вернулся на свою сторону проезжей части вновь через прерывистую, то такой маневр — наказуем.

12. Если вы движетесь по "Дороге с полосой для маршрутных транспортных средств", то за выезд навстречу маршрутным транспортным средствам последует наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП. Движение по полосе для маршрутных транспортных средств в попутном направлении повлечет штраф по части 1.1 статьи 12.17 КоАП.

13. Движение по встречной полосе под знаком 5.15.7 "Направление движения по полосам" запрещено (подпункт "е", пункта 8 ППВС РФ от 24.10.2006 г. № 18), хотя в описании этого знака ни в ПДД, ни в ГОСТе про запрет выезда на полосу встречного движения ничего не сказано. Согласно ГОСТ Р 52289-2004 знак дублируется после каждого перекрестка. Таким образом, зона действия этого знака — до ближайшего перекрестка.

14. Пункт 8.6 ПДД: "Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения"). Если разметка нанесена и водитель нарушил ее требования, то инспектор составит протокол без проблем. Если разметки нет, то наказание последует, если водитель явно оказался на встречной полосе после поворота, например "срезав угол". Обратите внимание, что часть 4 статьи 12.15 КоАП — специальная по отношению к части 1 статьи 12.16 КоАП, по которой наказываются нарушения требований знаков и разметки. Это означает, например, что за выезд на полосу встречного движения с нарушением требований знака "Обгон запрещен" составляется только один протокол — по части 4 статьи 12.15 КоАП.

Двойная сплошная линия разметки 1.3 наносится посередине проезжей части при двух и более полосах в попутном направлении. Пересечение разметки влечет наказание. Ситуация меняется, если разметка отсутствует. Повернуть налево или развернуться в этом случае разрешается, а обгон или объезд запрещены (пункт 9.2 ПДД). Если инспектор остановил водителя и утверждает, что тот пересек середину четырехполосной проезжей части при обгоне, то в первую очередь необходимо сослаться на пункт 9.1 ПДД, которым водителю предоставлено право самостоятельно определить середину проезжей части. Если мнение водителя не совпадает с мнением инспектора и инспектор составляет протокол за выезд на встречную полосу, то указанное право водителя нарушено. Как следствие, нет возможности установить вину водителя в совершении правонарушения (часть 1 статьи 1.5 КоАП). Кроме того, все сомнения должны трактоваться в пользу водителя (часть 4 статьи 1.5 КоАП).

Согласно ГОСТ Р 51256-2011 "Разметка дорожная" ширина двойной сплошной линии разметки — от 30 до 58 см. Наезд на эту разметку не означает, что хоть какая-то часть вашего автомобиля появилась на встречном движении, то есть имел место выезд на полосу встречного движения. Справедливости ради нужно сказать, что наезд на разметку запрещен статьей 26 "Конвенции о знаках и сигналах". Если вы хотите остановиться на левой стороне четырехполосной дороги, вначале развернитесь, а затем паркуйтесь. Такой маневр в отсутствие разметки полностью соответствует ПДД и заведомо не вызовет конфликта с ДПС. Возникает вопрос, подразумевается ли разметка 1.3, если трамвайные пути расположены посередине дороги? На трамвайные пути разметка не наносится. Как вариант, для запрета поворота и разворота граница проезжей части вдоль трамвайных путей может быть обозначена сплошной линией разметки 1.2 либо в начале участка дороги устанавливается знак 4.1.1 "Движение прямо".

 

Rambler's Top100