Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Объезд препятствия на дороге

Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил (ПДД пункт 1.2). При посадке детей в школьный автобус и высадке из него включается аварийная сигнализация. Водители обязаны снижать скорость. Если дети пойдут через дорогу, то водители обязаны останавливаться. Будьте крайне внимательны, так как можете подумать, что автобус сломан, и ринетесь его объезжать.

Если водитель действительно имеет перед собой препятствие, например неисправный автомобиль, то за его объезд:

справа по обочине — штраф по части 1 статьи 12.15 КоАП;

справа по тротуару — штраф по части 2 статьи 12.15 КоАП;

слева по встречной полосе, если выезд на нее запрещен, — штраф по части 3 статьи 12.15 КоАП.

Если вы вынуждены объезжать препятствие, то действуете в условиях "крайней необходимости" (статья 2.7 КоАП). В первую очередь нужно пытаться объехать препятствие справа — такой маневр безопаснее, чем объезд слева по полосе встречного движения. В статье 2.7 КоАП говорится, что водитель действует в условиях "крайней необходимости" только при устранении какой-либо опасности. Неподготовленного водителя инспектор может поставить в тупик вопросом: "А какую опасность вы намеревались избежать, объезжая препятствие по встречке?" — и выписать протокол по части 3 статьи 12.15 КоАП. Отвечайте, что стоять посреди дороги на исправном автомобиле и создавать помехи для движения других транспортных средств само по себе является опасностью для движения.

Крайне осторожно относитесь к автомобилям, стоящим вплотную к сплошной линии разметки посередине дороги, у которых включена аварийная сигнализация, но не выставлен знак аварийной остановки. Такой автомобиль может стоять здесь в соответствии с ПДД, и его объезд объездом препятствия не является. Кроме того, автомобиль может оказаться "подставой" и в любой момент может начать движение, когда вы начнете его объезжать слева. Ваши действия будут квалифицированы по части 4 статьи 12.15 КоАП с последующим лишением прав. Достать сотовый телефон, включить камеру на запись — дело на полминуты. Только после этого начинайте объезд.

Объезд автобуса через сплошную линию разметки

Дано: двухполосная дорога — одна полоса попутная, одна встречная. Справа оборудована остановка маршрутных транспортных средств без заездного кармана. В этом случае для запрещения обгонов и объездов напротив остановки наносится сплошная линия разметки (пункт 5.13.6 "Указаний по разметке автомобильных дорог" ВСН 23-75), то есть сначала определяется место остановки, а затем наносится сплошная. В печати и Интернете часто можно видеть, что водитель маршрутного транспортного средства обязан соблюдать расстояние 3 м до сплошной линии разметки (пункт 12.4 ПДД). Такие утверждения абсурдны, так как меняются местами причина и следствие. Да и сам пункт 12.4 описывает места, где запрещена преднамеренная остановка (остановка по желанию водителя), а водитель автобуса при остановке выполняет свои служебные обязанности.

Если автобус остановился на остановке и водитель объехал его слева через сплошную линию разметки, то на него составляется протокол по части 4 статьи 12.15 КоАП. Инспекторы и судьи говорят, что в этой ситуации автобус остановился "в соответствии с требованиями Правил", и поэтому препятствием он не является (пункт 1.2 ПДД) и нельзя оправдать его объезд "крайней необходимостью" (статья 2.7 КоАП). Что делать, если с вами такое произошло? Главное — либо опровергнуть тезис, что автобус в данном случае препятствием не является, либо поставить его под сомнение, так как при рассмотрении дела в ГАИ или суде все сомнения трактуются в пользу водителя (статья 1.5 КоАП).

1. Согласно "Правилам перевозок пассажиров" понятий "маршрутный автобус" или "маршрутное такси" не существует. Есть транспортные средства категорий М2 (разрешенная максимальная масса до 5 т) и МЗ (разрешенная максимальная масса свыше 5 т), и все. Другими словами, нет никакой разницы, маршрутное такси или автобус остановились на остановке.

Из Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", статья 19:

2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

Аналогичные положения закреплены в пункте 7 части 1 статьи 26 Закона об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ. Если автобус осуществляет перевозку первого типа, то он — маршрутное транспортное средство по определению, данному в пункте 1.2 ПДД. Если второго типа, то определению маршрутного транспортного средства в пункте 1.2 ПДД автобус не соответствует. Следовательно, его водитель совершает преднамеренные остановки и пункт 12.4 ПДД в отношении него действует. Например, на остановках он имеет право останавливаться, не создавая помех маршрутным транспортным средствам; остановка в местах, где между автобусом и сплошной линией разметки менее 3 м, ему запрещена. Следовательно, такой автобус является препятствием.

Знак 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса" обозначает остановку, но не обязывает маршрутное транспортное средство останавливаться на ней. Такая обязанность возникает у водителя автобуса только там, где установлен указатель его маршрута (пункт 14 "Правил перевозок пассажиров"). В пункте 15 данных Правил описаны требования к указателям. Если маршрутное транспортное средство остановилось не на своей остановке, то оно — препятствие. Согласно пункту 4 части 1 статьи 26 Закона об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ для каждого маршрута автобуса, троллейбуса или трамвая в реестре маршрутов указываются промежуточные остановочные пункты.

Признаками остановки являются указатель, знак 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса" и разметка 1.17 — желтая линия в виде лесенки. Если ни одного признака нет, то автобус или троллейбус — препятствие. Остановка не может быть бесконечной. В ПДД нет определения того, где, собственно, находится остановка. Сориентироваться можно только по разметке 1.17, если она нанесена. В пункте 12.4 ПДД упоминается, что простым водителям запрещено останавливаться ближе 15 м до и после указателя остановки. Но ничего не сказано о том, что эта зона является остановкой. Знак 5.16 должен устанавливаться в начале посадочной площадки (пункт 5.6.23 ГОСТ 52289-2004). Это вполне логично, так как остановившийся автобус или троллейбус не будут ограничивать его видимость для подъезжающих сзади автомобилей.

Руководствуясь пунктом 3.2.1 "Инструкции о порядке работы водителей на линии РД-200-РСФСР-12-0071-86-05", водитель обязан: "останавливать автобус у остановочного пункта так, чтобы задняя дверь находилась на расстоянии 1-1,5 м от указателя остановки и вплотную к тротуару. Если остановка занята другим автобусом, подъезжать к ней для посадки и высадки пассажиров только после отправления впереди стоящего автобуса". Согласно пункту 14 "Должностной инструкции водителя троллейбуса (примерная форма)" (утверждено распоряжением Минтранса России от 08.10.2003 г. № АК-25-р): "При подъезде к остановочному пункту водитель троллейбуса обязан произвести остановку троллейбуса так, чтобы задняя дверь находилась против указателя остановки, а расстояние от бордюра остановочной площадки до колес не превышало 200-400 мм. Касание бордюра шинами не допускается".

Следовательно, указатель должен быть установлен примерно в том же месте, что и знак 5.16 — в начале посадочной площадки. Если знак или указатель не видны и отсутствует разметка 1.17, то автобус или троллейбус — препятствие. И второй вывод: если автобус остановился не вплотную к бордюру, а троллейбус остановился далее 40 см от бордюра, то они — препятствие. Аналогично, если имеет место заездной карман на остановке, но маршрутное транспортное средство туда не заехало по какой-либо причине. Согласно пункту 29 "Правил перевозок пассажиров": "Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются на заднем окне транспортного средства". Автобус может перевозить пассажиров по заказу. Отличить его от маршрутного автобуса сзади возможно только по наличию номера маршрута на стекле. Если номера не было, то водитель не знал и не мог знать, что перед ним маршрутное транспортное средство.

Попутно: согласно пункту 4.8 Приложения В ГОСТ Р 50577-93, на транспортных средствах, производящих коммерческую перевозку пассажиров, устанавливаются желтые регистрационные знаки. Обратимся к ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства": "5.3.3.2. При прохождении дорог по территории населенных пунктов остановочные пункты размещают с обеспечением следующих требований:

- на дорогах скоростного и улицах непрерывного движения — вне габаритов проезжей части в непосредственной близости от внеуличных пешеходных переходов, на боковых проездах (в случае их наличия);

- на магистральных дорогах и улицах общегородского значения с регулируемым движением и районных при уровне загрузки не более 0,6 — в габаритах проезжей части;

- на магистральных дорогах и улицах с проезжей частью в одну-две полосы движения в одном направлении при уровне загрузки более 0,6 — в заездных карманах".

 

Rambler's Top100