Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Действия водителя в критических ситуациях

Все опасные ситуации на дорогах делятся на штатные, нештатные и критические. Со штатными ситуациями водитель сталкивается еще в процессе обучения вождению. Эти ситуации постоянно возникают на российских дорогах и водитель реагирует на них автоматически, то есть это для водителя совершенно нормально. Нештатная ситуация — та, которая возникает на дорогах гораздо реже и считается более опасной, так как водитель к ней готов лишь теоретически, автоматизм против таковой не выработан, но выйти из нее водитель должен уметь без возникновения ДТП. Нештатная ситуация для одного может быть вполне рядовой, для другого — совсем неожиданной.

При возникновении нештатной ситуации на дороге всегда есть хотя бы два варианта (а то и более) выхода из нее. Критическая ситуация — самая опасная. В этой ситуации выход есть только один, времени на раздумывание более 1 секунды нет. Попасть в такую ситуацию не пожелаешь никому, и надо делать все возможное, чтобы ее предотвратить. Пример: На лобовое стекло автомобиля был мощный выброс снежной слизи или воды из колейной канавки. Ни в коем случае не дергайте рулем и не тормозите. Включите стеклоочиститель на полную мощность. Но вы заранее должны быть готовы его включить. Видя снежные валики посередине дороги, колейные канавки, наполненные водой, и всегда при сильном дожде, правую руку держите на руле, на уровне включателя щеток стеклоочистителя, чтобы при "выбросе" за полсекунды пальцем включить щетки.

Водитель вышел на обгон со скоростью незначительно большей, чем скорость обгоняемого, поравнялся с обгоняемым автомобилем и ему показалось, что встречный слишком близко. Нужно полностью отпустить педаль газа. Обгоняемый проедет, уйти за него вправо. Тормозить можно лишь на сухой дороге в случае необходимости. Но нет смысла обгонять, если автомобиль движется со скоростью даже на 10 км/ч больше, чем обгоняемый при интенсивном встречном потоке, тем более, если навстречу едет легковой автомобиль или мотоцикл. А если на хорошо просматриваемом участке при обгоне вам кажется, что обгоняемый увеличивает скорость.. Это редко бывает, водители этим не грешат, но в том и нештатность. Не пытайтесь его обгонять в этом случае, сбросьте скорость вплоть до плавного торможения и вставайте за ним.

Водитель въехал в зону густого тумана, сильнейшего снегопада (ливня) или облака (в горах). Видимость нулевая, максимум метра на два вперед. Прежде всего необходимо включить задний противотуманный фонарь и противотуманные фары (если есть), снизить скорость до предела, съехать на обочину, остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить обязательно знак аварийной остановки (лучше два, если есть, метрах в 5-ти друг от друга и метров за 10 до машины по проекции левого борта). Столь сильные снегопады или ливни идут недолго, лучше переждать. К тому же при сильном ливне щетки на справятся с таким потоком воды и видимость будет нулевой. При сильнейшем снегопаде на щетки стеклоочистителя будет налипать снег, очистка стекла может быть совсем неэффективной и шины в этом случае ведут себя "непредсказуемо".

При въезде в зону облака в горах движение придется продолжать, там обочин нет. В этом случае пустить вперед человека, который должен идти четко по кромке асфальта, и двигаться, ориентируясь на него. Облака в горах лежат слоями — чуть спуститься или подняться, и видимость улучшится. А вот при сильном снегопаде в горах на подъем въехать без цепей противоскольжения будет практически невозможно. В автомобиле отказали тормоза. Водитель нажимает на педаль — торможения нет вообще. Что делать? Здесь все зависит от ситуации, в которой отказали тормоза: водитель пытался избежать попутного или бокового столкновения и затормозил. Лучше уйти в кювет и повредить свой автомобиль, чем сильно ударить в заднюю часть впереди идущего. У его пассажиров могут быть тяжелые травмы.

Водитель осознает, что машина не тормозит, но останавливаться надо быстрее, все-таки скорость довольно приличная. На автомобиле с механической коробкой передач быстро, но последовательно нужно переключить передачи на низшую, только не с четвертой на первую (есть риск опрокидывания) — с 4-й можно переключиться на 2-ю, со 2-й на 1-ю, дальше плавненько воздействовать стояночным тормозом. Если дернуть резко стояночный тормоз, может сорвать трос. На "автомате" нужно отпустить газ, пытаться плавно (поднять-отпустить, поднять-отпустить) воздействовать стояночным тормозом, если позволяет ситуация. В противном случае нужно прижимать колеса вплотную к бордюрному камню, тормозите об него, это эффективно. При отсутствии бордюра тормозить о кустарник, металлические ограждения, посадить аккуратно машину на "пузо", то есть правыми колесами аккуратно съезжайте с обочины, они опустятся, машина сядет на днище.

В горах деваться некуда — тормозить кузовом об ограждения или камни. При наличии улавливающих тупиков (они обозначаются знаками 6.5) въезжайте в тупик, автомобиль остановится за счет конфигурации "тупика" или увязнет в мелком щебне. В лоб выходит автомобиль на двухполосной дороге. Ситуация критическая — либо удар, либо хоть какая-то надежда на спасение. Времени меньше секунды. Резким поворотом руля и газом нужно уводить автомобиль влево на обочину, в кювет, хоть в воду — это лучше лобового удара. Автомобиль тонет не сразу, будет возможность спокойно из него выбраться. Главное — не паниковать! Не пытайтесь разбить лобовое стекло, иногда (если крепления резиновые) можно выдавить ногами, но не стоит этого делать, проще разбить боковые дверные или заднее стекло.

Двери открывать не надо, может быть только хуже. Да и не всегда есть возможность их открыть, от удара двери может заклинить. При наличии люка на крыше, выбивайте (открывайте) люк. На обледенелой дороге или при укатанном снеге необходимо повернуть направо (налево), но скорость машины приличная, водитель чувствует, что не впишется в поворот без торможения. Тормозить нужно на прямом участке перед поворотом, прерывисто, как и полагается на скользкой дороге. Если скорость в нужной степени не погашена, лучше проехать по прямой, не поворачивая, потом вернуться. После нажатия на тормоз в повороте автомобиль не будет слушаться руля, пока водитель не отпустит тормоз. Этого малейшего времени достаточно, чтобы влететь в бордюр, в столб, во встречный автомобиль и т.п.

Возьмите за правило никогда не тормозить во время поворота, ни на скользкой, ни на сухой дороге. Все торможения надо выполнять до поворота. Произошел "заброс" передней оси автомобиля. Машину "крутит" по спирали. "Крутитесь" с надеждой на лучшее. Каждый третий водитель не выправит машину из такой ситуации. Остановится она сама обо что-нибудь. Чтобы вылезти из заброса, нужны долгие тренировки. Забросить передок на скорости может из-за элементарного заноса задней оси, вызванного чем угодно. У заноса задка есть "критическая точка", после которой он автоматически переходит в заброс передка. Если по времени водитель умудрится выправить занос до прохождения этой "критической точки", то заброса не произойдет. Но практика показывает, что на приличной скорости как раз на это времени и не хватает.

На дорогу буквально перед автомобилем выскочил велосипедист, мопедист, выбежал пешеход или крупное животное. Можно уйти от удара маневром вправо или влево (по обстоятельствам) без торможения. Тормоз не позволит совершить маневр. А маневрируя, может быть, получится уйти от удара вообще, и никто не пострадает. Но такую ситуацию надо стараться максимально предугадывать: обращать внимание на знаки, ближайшие перекрестки, населенные пункты, заповедники, с учетом времени года, времени суток, условий видимости (и дороги в том числе), степени освещенности, в какой день едете (праздники, выходные или будни). Всегда надо учитывать, что ДТП происходят не по одной причине, а сразу по нескольким.

 

Rambler's Top100