Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 525 Гражданского кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 525. Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

1. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

2. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506-522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.

Комментарий юриста:

Поставка для государственных и муниципальных нужд - относительно новый институт российского гражданского законодательства. Как это следует из текста данной статьи, в пределах гражданско-правового регулирования находятся отношения между сторонами по двум договорам - государственному или муниципальному контракту и договору поставки, заключаемому в соответствии с ним.

Правовая природа и порядок заключения этих соглашений содержат существенные различия. Порядок формирования государственных заказов, выполнение функций государственных заказчиков, как многие другие виды деятельности в этой сфере, носят публично-правовой характер со всеми вытекающими из этого последствиями.

Понятие государственных и муниципальных нужд дается в статье 3 Закона о размещении заказов. Существенными признаками таких нужд следует считать следующие элементы:

1) это потребности как Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, так и самих государственных заказчиков;

2) указанные потребности связаны с выполнением функций и полномочий названных субъектов, включая международные обязательства и целевые программы;

3) анализируемые потребности состоят в необходимости поставки товаров, выполнении работ или оказании услуг; на другие виды потребностей, в частности связанных с арендой имущества, данная процедура не распространяется;

4) удовлетворение данных потребностей осуществляется за счет средств федерального, местного бюджетов или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования.

Для проведения соответствующих процедур необходимо, чтобы государственные или муниципальные нужды были реальными или наличными. Отсутствие нужд на момент проведения торгов, так как по данному объекту торги были проведены дважды, образует основание для признания торгов недействительными.

В пункте 3 ст. 525 ГК РФ речь идет о законах, к числу которых необходимо отнести как Федеральные Законы, так и законы субъектов РФ. Среди первых необходимо назвать Законы о размещении заказов, об оборонном заказе, о поставках, о закупках, Федеральный Закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о поставках предусмотрено, что потребности субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ, определяются органами государственной власти субъектов РФ за счет средств их бюджетов и внебюджетных источников.

При этом эти субъекты могут принимать свои законы о поставках для удовлетворения соответствующих нужд. Правда, при этом может возникнуть проблема соотношения уровней регулирования гражданских правоотношений, т.е. проблема соответствия данного положения статьи 71 Конституции. Но поскольку в текст статьи 525 введена ссылка на муниципальные нужды, представляется возможным в этой части допустить регулирование данных правоотношений не только на федеральном уровне с соблюдением принципов гражданско-правового регулирования.

 

Rambler's Top100