Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 796 Гражданского кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за не сохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

- в случае утраты или недостачи груза или багажа в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

- в случае повреждения (порчи) груза или багажа в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа в размере его стоимости;

- в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах не сохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Комментарий юриста:

Гражданский Кодекс РФ ввел обобщенное понятие "не сохранность" груза в качестве условия ответственности перевозчика. Под не сохранностью груза понимается утрата, недостача, повреждение (порча) груза или багажа. Перевозчик несет ответственность с момента принятия груза (багажа) к перевозке, т.е. его вручения перевозчику, до его выдачи управомоченному лицу. Время принятия груза к перевозке и его выдачи обычно указывается в транспортном документе (накладной, коносаменте, багажной квитанции).

Лицом, управомоченным на получение багажа является предъявитель багажной квитанции и проездного билета. В Кодексе Торгового Мореплавания указано, что багаж должен быть выдан управомоченному на его получение лицу (статья 177). Согласно статье 103 Воздушного Кодекса РФ, багаж выдается пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу, которым является предъявитель багажной квитанции (ярлыка, бирки и т.п.).

Гражданский кодекс содержит общие нормы об основании, размере и условиях ответственности перевозчика. Перевозчик отвечает за не сохранность груза или багажа при наличии вины, которая предполагается. Перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что не сохранность груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело.

Примерный перечень специфических и наиболее часто встречающихся в практике деятельности отдельных видов транспорта обстоятельств, доказанность которых перевозчиком может свидетельствовать об отсутствии его вины в причинении ущерба отправителю или получателю груза, содержится в Кодексе Внутреннего Водного Транспорта (статья 117), Кодексе Торгового Мореплавания (статья 166), например непреодолимая сила, действия или упущения отправителя или получателя, недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза.

По буквальному смыслу правила пункта 1 ст. 796 ГК РФ, являющемуся императивным, заявитель требования не должен доказывать вину перевозчика в любых случаях не сохранности груза. Однако в транспортных уставах и кодексах есть правила, допускающие при определенных условиях предположение об отсутствии вины перевозчика, пока она не будет доказана заявителем претензии. Правила об особых рисках, освобождающих перевозчика от ответственности за потерю или повреждение груза, имеются в ряде международных конвенций и соглашений о перевозках грузов, в которых участвует Россия.

Так, в пункте 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов установлено, что перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, когда потеря или повреждение груза явилось следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими из перечисленных в данном пункте обстоятельств; в их числе:

- отсутствие или повреждение упаковки груза;
- погрузка, размещение, выгрузка груза отправителем или получателем груза или лицами, действующими от их имени; и др.

Аналогичные обстоятельства предусмотрены Соглашением, заключенным СССР (Россией) с Финляндией о прямом железнодорожном сообщении. Особые риски, свидетельствующие об отсутствии вины перевозчика, предусмотрены также Брюссельской конвенцией об унификации некоторых правил о коносаментах от 25 августа 1924 года. Россия присоединилась к Протоколу от 23 февраля 1968 года об изменении данной Конвенции. В рыночных условиях едва ли целесообразно ставить внутреннего перевозчика в худшее положение по сравнению с международным перевозчиком.

Пунктом 2 статьи 784 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Это правило позволяет заключить, что законодатель был вправе предусмотреть в новых транспортных уставах и кодексах общее условие, предусмотревшее обязанность грузоотправителя (грузополучателя) доказать вину перевозчика за не сохранность груза, несмотря на наличие обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за не сохранность груза.

Согласно статье 119 Воздушного Кодекса РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявленной ценности, воздушный перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, но не более чем в размере двух установленных законом МРОТ за килограмм веса багажа или груза. Кодекс Торгового Мореплавания содержит норму, применяемую в зарубежных перевозках и установившую, что в случае, если род и вид, а также стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки груза и не были внесены в коносамент, ответственность перевозчика за не сохранность груза не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или другую единицу отгрузки либо двух расчетных единиц за килограмм массы брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма выше. Стоимость груза и багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Правилом пункта 4 статьи 796 установлено, что документы о причинах не сохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составляемые перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа. Отправитель и получатель груза или багажа вправе для подтверждения обстоятельств, могущих служить основанием ответственности перевозчика, использовать не только акты, составляемые перевозчиком в одностороннем порядке, но и другие документы. Суд, решая вопрос об ответственности за не сохранность груза или багажа, обязан исследовать и оценить все представленные доказательства в совокупности, не выделяя как наиболее доказательные акты и другие документы, составляемые перевозчиком в одностороннем порядке.

 

Rambler's Top100