Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 797 Гражданского кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Комментарий юриста:

Пунктом 1 данной статьи сохранен обязательный претензионный порядок во взаимоотношениях по перевозке грузов между лицом, обладающим правом заявить иск к перевозчику, и перевозчиком. Арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без рассмотрения, если истец не представил документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка урегулирования спора с перевозчиком (часть 1 статьи 148 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ). Определение порядка обращения с претензией к перевозчику Гражданский Кодекс отнес к компетенции соответствующих транспортных уставов и кодексов. Кодекс Торгового Мореплавания предъявление претензии к перевозчику ограничил только каботажными (внутренними) перевозками груза.

Все транспортные уставы и кодексы определяют момент, с которого возникает право на обращение с претензией к перевозчику. Претензии к перевозчику о недостаче, повреждении (порче) груза, а также о просрочке в его доставке могут быть предъявлены со дня выдачи груза (на воздушном транспорте - со дня, следующего за днем выдачи груза); об утрате груза - по истечении 30 суток (на воздушном транспорте - 10 суток) со дня окончания срока доставки; претензия об утрате груза, перевозившегося в прямом смешанном сообщении, может быть предъявлена по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. Во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

В Гражданском Кодексе не называется срок, в течение которого отправитель или получатель могут обратиться к перевозчику с претензией. Но такой срок есть в транспортных уставах и кодексах. Воздушный Кодекс РФ установил для внутренних перевозок грузов 6 месяцев для предъявления претензий об утрате, недостаче, повреждении (порче) груза. Согласно статье 39 Федерального Закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" претензии к перевозчикам, фрахтовщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. По Кодексу Торгового Мореплавания и Кодексу Внутреннего Водного Транспорта претензия к перевозчику, вытекающая из договора перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности.

Претензия должна быть заявлена в письменной форме с приложением накладной (коносамента), а также в случае недостачи или повреждения (порчи) груза коммерческого акта либо иного установленного уставом или кодексом документа. Перевозчик обязан принять к рассмотрению претензию без коммерческого акта, если был обжалован отказ в его составлении. К претензии должен быть приложен также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. Право на предъявление претензии принадлежит получателю или отправителю при условии представления соответствующего транспортного документа, получателю в случае просрочки в доставке груза.

Кодекс Торгового Мореплавания допускает передачу права на предъявление претензии и иска отправителем получателю или наоборот, а также страховщику либо экспедитору. Переданное страхователем страховщику право требования к третьим лицам (статья 965 Гражданского Кодекса РФ) включает и его право на предъявление претензии и иска к железнодорожному перевозчику без договора поручения или доверенности. Претензия к перевозчику предъявляется по месту нахождения перевозчика - транспортной организации, перевозившей груз. Согласно Воздушному Кодексу РФ претензия предъявляется к перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

Пунктом 2 ст. 797 ГК РФ установлен 30-дневный срок, в течение которого перевозчик обязан рассмотреть претензию и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в удовлетворении претензии полностью или в части. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения по окончании месячного срока ответа на претензию грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить иск к перевозчику. Исковая давность по требованиям, вытекающим из перевозки груза, установлена в 1 год. Определение момента, с которого должно начаться течение исковой давности, Гражданский Кодекс РФ отнес к ведению транспортных уставов и кодексов.

В статье 797 не сказано о претензиях пассажиров об утрате, повреждении (порче) багажа. Воздушный Кодекс закрепил такие правила в пункте 1 статьи 125 и статьи 126. Что касается права на обращение в суд, то судебная практика исходит из того, что пропуск пассажиром срока на предъявление претензии не является основанием к отказу в принятии исковых заявлений. Так, Пленум ВС РФ в постановлении № 7 указал, что истечение установленного законодательством срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит статье 46 Конституции и Закону о защите прав потребителей (пункт 5).

 

Rambler's Top100