Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 969 Гражданского кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 969. Обязательное государственное страхование

1. В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.

Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

2. Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.

3. Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании.

4. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию.

Комментарий юриста:

Согласно данной статье обязательное государственное страхование осуществляется за счет бюджетных средств. Бюджетные средства по своему правовому положению не являются объектами гражданского оборота, так как их оборот регулируется нормами финансового, а не гражданского права. Страхователями в обязательном государственном страховании являются государственные органы, и весь оборот денежных средств регулируется не гражданским, а специальным финансовым законодательством. Следовательно, и отношения по обязательному государственному страхованию являются в основе своей не гражданско-правовыми, а финансово-правовыми, и нормы гражданского права применимы к ним лишь в тех случаях, когда обязательное государственное страхование осуществляется на основе договоров.

Но и в тех случаях, когда обязательное государственное страхование осуществляется на основе договора, этот договор вряд ли можно в полном объеме считать гражданско-правовой сделкой, порождающей эквивалентно-возмездные отношения, основанные на равенстве и автономии воли его сторон. Так, КС РФ в своем Постановлении от 26.12.2002 № 17-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" указал следующее: "Страховщик, осуществляя выплату страховых сумм, действует во взаимоотношениях с ними от имени государства, т.е. выполняет одновременно и публичную функцию, реализуя вытекающую из Конституции Российской Федерации обязанность государства компенсировать вред, причиненный жизни или здоровью этих лиц... Использование инструментов гражданско-правового регулирования, в частности, договора, при осуществлении обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц не может изменить в конечном счете природу прав и обязанностей, которые связывают государство и лиц, жизни или здоровью которых при прохождении военной и иной аналогичной службы причинен вред".

Из этого следует важный вывод - обязанность по возмещению военнослужащему вреда, которую исполняет страховщик, возникла не из договора страхования, а из публичных отношений и ее природа не является частной правовой. Договор страхования используется здесь не как гражданско-правовое средство защиты частных интересов, а как механизм реализации публичной обязанности. Именно так следовало бы понимать указание в пункте 4 ст. 969 ГК РФ на "существо соответствующих отношений". Вряд ли, например, кто-то признает правомерным удержание из выплаты застрахованному военнослужащему сумм страховых взносов, которые бюджет не доплатил за его страхование, как это предусмотрено в пункте 3 статьи 954 Гражданского Кодекса РФ. Именно существо отношений препятствует здесь применению данной нормы. Между тем, в гражданско-правовых отношениях такое удержание является вполне естественной мерой, обеспечивающей возмездность отношений по страховой защите частных интересов.

 

Rambler's Top100