Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 1027 Гражданского кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 1027. Договор коммерческой концессии

1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

2. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

4. К договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII настоящего Кодекса о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям настоящей главы и существу договора коммерческой концессии.

Комментарий юриста:

Договор коммерческой концессии создает возможность одному лицу - пользователю вести предпринимательскую деятельность с использованием средств индивидуализации и коммерческого опыта другого лица - правообладателя, по существу по готовому образцу, созданному и апробированному правообладателем. Такой способ ведения бизнеса будет успешным при условии, что продукция и сам он имеет хорошую репутацию на рынке, обладает высокой степенью конкурентоспособности. За рубежом подобные отношения регулируются договором франчайзинга. Термин "франчайзинг" используется и в российском праве. Но его следует рассматривать в качестве договора, не предусмотренного законом в смысле положений пункта 2 статьи 421 Гражданского кодекса РФ.

Коммерческая концессия в российском законодательстве представлена тремя ее видами: производственной, сервисной и сбытовой. Для первого и второго видов характерно то, что пользователь самостоятельно, на свой риск, хотя и под руководством и контролем правообладателя производит готовую продукцию в форме вещей, работ или услуг, и предлагает ее другим лицам - пользователям, индивидуализируя эту продукцию и себя средствами индивидуализации правообладателя. Третий вид коммерческой концессии представляет собой отношения, когда пользователь, также используя средства индивидуализации правообладателя, предлагает пользователям товар в форме вещей, произведенный правообладателем. Статья 1027 содержит определение договора коммерческой концессии, требования к гражданско-правовому статусу его сторон, предмету договора и к некоторым иным его условиям.

Предметом договора коммерческой концессии является предоставление правообладателем пользователю комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав на интеллектуальную собственность, во-первых, на средства индивидуализации своего предприятия и товара (услуг), во-вторых, на результаты интеллектуальной деятельности: секреты производства (ноу-хау), изобретения, полезные модели, промышленные образцы и др. Условие о предмете данного договора должно учитывать требования, предъявляемые к условию о предмете лицензионного договора, содержащиеся в общих положениях и специальных нормах раздела 7 Гражданского кодекса РФ, в силу отсылочной нормы пункта 4 статьи 1027. Договор возмездный, двусторонний, консенсуальный.

Содержание договора коммерческой концессии должно включать в себя условия, устанавливающие пределы использования исключительных прав, некоторые из которых относятся к существенным в силу указания закона. Это условия о способах использования и об объеме использования предоставляемых прав по каждому из объектов. Первое условие основано на нормах статьи 1032, а также - о лицензионных договорах. Согласно статье 1235 Гражданского кодекса РФ в нем должны быть указаны способы использования таких объектов. Право использования, прямо не указанное в договоре, не считается предоставленным. Под объемом использования понимаются экономические показатели (например, минимальное и/или максимальное количество продукции, которую вправе производить, предлагать к продаже, продавать и т.п. пользователь в течение срока действия договора или в определенные периоды времени).

К существенным условиям по смыслу пункта 2 статьи 1027 относится условие о виде (предмете и характере) предпринимательской деятельности, при осуществлении которой будут использоваться предоставляемые права, о виде предоставляемой коммерческой концессии (производственная, сервисная или сбытовая). Такие ограничительные условия, как территория и срок, в пределах которых пользователь вправе использовать предоставленные права, существенным не является. Поскольку в отсутствие согласованного сторонами условия о территории, таковой является вся территория РФ, а договор можно заключить без указания срока. Существенными являются также условия о цене и формах оплаты, о дополнительных услугах, которые пользователь обязан предоставлять потребителям концессионной продукции.

Деловая репутация не подлежит передаче, и в этом смысле не формирует предмет договора. Она относится к нематериальным благам, неотчуждаемым от личности ее носителя. Способность к ее использованию в предпринимательской деятельности пользователя обусловлено тем, что деловая репутация предпринимателя в сознании других лиц ассоциируется со средствами индивидуализации правообладателя - коммерческим обозначением, товарным знаком и знаком обслуживания. Под коммерческим опытом следует понимать как охраняемую коммерческую информацию, так и те навыки и приемы, которым правообладатель должен научить пользователя (его работников).

Сторонами договора могут выступать только коммерческие организации и граждане-предприниматели. Коммерческие организации могут быть участниками договора в том случае, если они обладают общей правоспособностью и их деятельность не носит исключительного характера. В субсидиарном порядке к договору коммерческой концессии применяются правила раздела 7 Гражданского кодекса, которые относятся к лицензионным договорам. Эти правила не применяются, если они противоречат существу договора коммерческой концессии. Так к нему нельзя применять нормы о предоставлении простой (не исключительной) лицензии, о безвозмездности договора, о запрете заключать договор на срок, превышающий срок действия любого из входящих в комплекс исключительного права.

 

Rambler's Top100