Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Фрахтование транспорта

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату одно или несколько транспортных средств. Данные средства предоставляются на один или несколько рейсов с целью перевозки грузов. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами. На основании статьи 787 Гражданского Кодекса РФ договор фрахтования в юридической практике называют чартером.

Договор фрахтования широко применяется при водных и воздушных перевозках. Чартер на морском транспорте используется преимущественно в международном (заграничном) сообщении с применением в этих случаях проформ морского чартера. Проформы морского чартера утверждаются в рамках международных организаций. На железнодорожном и автомобильном транспорте чартер в настоящее время не имеет широкого применения.

С экономической точки зрения договор фрахтования судна можно называть договором перевозки грузов, пассажиров, багажа (если он заключен с условием предоставления для перевозки всего судна или отдельных судовых помещений) и договором аренды судна с экипажем или без него. Во всех случаях стороны могут называться одинаково — "фрахтовщик" (судовладелец) и "фрахтователь", предмет договора — перемещение определенных оговоренных объектов (грузов, пассажиров, багажа) — может быть один и тот же.

Наиболее распространенным способом эксплуатации морского судна является перевозка грузов. Виды договора морской перевозки установлены еще Кодексом торгового мореплавания СССР. Данный Кодекс действует на территории России в части статей, не противоречащей действующему законодательству России, в частности, Гражданскому Кодексу, Таможенному кодексу, Налоговому кодексу РФ.

Договор морской перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений. На практике договор морской перевозки груза без предоставления всего судна или судовых грузовых помещений заключается путем приема груза к перевозке. В качестве правоустанавливающего документа на основании этого договора выдается перевозочный документ — коносамент. Коносамент содержит в себе основные условия перевозки грузов.

Функции коносамента:

— доказательство договора морской перевозки груза;
— подтверждает факт приема груза к перевозке;
— товарораспорядительный документ.

Договор фрахтования заключается подписанием сторонами соответствующего документа — чартера. Чартер гораздо более подробный документ, содержащий разнообразные условия и регламентирующий права и обязанности каждой из сторон. Подписание чартера не исключает выдачу коносамента. По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату судно в целях перевозки грузов. Перевозка грузов может осуществляться за один или несколько рейсов.

Порядок и форма заключения договора фрахтования предусматриваются транспортными уставами и кодексами. Чартер заключается как на один рейс, так и на несколько последовательных рейсов. В рейсовом чартере сторонами являются судовладелец (фрахтовщик); фрахтователь. Фрахтователь судна имеет право самостоятельно осуществлять функции грузоотправителя. Он может также нанять в данных целях экспедитора груза. Имя отправителя указывается в коносаменте.

В ряде проформ чартеров прямо оговорено использование конкретной проформы коносамента. В таком случае коносамент играет роль расписки о принятии груза к перевозке, а взаимоотношения сторон регулируются чартером. При противоречии чартера и коносамента обычно превалируют условия, содержащиеся в чартере. Чартер заключается на один рейс или на несколько последовательных рейсов, а также на рейс туда и обратно (несколько последовательных рейсов туда и обратно).

Стороны, заключающие рейсовый чартер:

— судовладелец (фрахтовщик), которому принадлежит право собственности на судно либо право пользования и владения по договору аренды (тайм-чартеру, бербоут-чартеру);

— фрахтователь.

Фрахтователь судна может самостоятельно осуществлять функции грузоотправителя. В коносаменте указывается имя отправителя. В рейсовом чартере судно описывается менее подробно, поскольку фрахтователь не намерен сам осуществлять эксплуатацию судна и не заинтересован в получении таких данных.

При заключении рейсового чартера достаточно указать:

— наименование судна;
— грузоподъемность судна и регистровый тоннаж;
— возможность замены субститутом.

Тайм-чартер — договор фрахтования на время судна с экипажем — не является договором аренды судна в чистом виде. На основании данного договора фрахтователь приобретает право использовать судно в течение установленного договором срока для своих целей. При тайм-чартере судно сдается уже укомплектованное экипажем, и его использование осуществляется силами судовладельца.

Фрахтователь несет расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, расходы на оплату топлива, расходы на оплату сборов, материалов, необходимых для его эксплуатации. При заключении тайм-чартера нужно учитывать, что фрахтователь в рамках коммерческой эксплуатации судна имеет право без согласия судовладельца заключать договоры перевозки груза, не противоречащие целям фрахтования.

Бербоут-чартер и димайз-чартер - в данном договоре предусматривается полное освобождение судовладельца от обязанности по содержанию судна, снабжению и снаряжению его в течение действия договора. В ряде случаев на фрахтователя возлагается обязанность по страхованию судна, а иногда на фрахтователя переносится риск случайной гибели или повреждения судна. При заключении димайз-чартера судно передается фрахтователю укомплектованное экипажем, но капитан и экипаж не переходят на постоянную службу к фрахтователю. Стороны при заключении данного договора обязаны решить вопрос о возврате экипажа по окончании срока действия договора.

Бербоут-чартер предоставляет фрахтователю право эксплуатировать судно от своего имени. Фрахтователь имеет право его переименовать с согласия судовладельца. В мировой практике бербоут-чартер используется с целью приобретения судов. В данном случае ставка фрахта устанавливается в приемлемом размере, чтобы по окончании периода аренды стоимость судна была бы выплачена практически полностью.

Договор фрахтования должен заключаться в простой письменной форме; составляется в форме одного документа, подписанного сторонами, а также с использованием современных источников связи, например, электронной почты.

В мировой практике договоры фрахтования заключаются очень часто, но они имеют свою специфику. Стороны обязаны регламентировать множество нюансов, поскольку каждое судно имеет свои особенности. В результате разработаны специальные проформы для чартеров всех типов. Проформы разработаны и рекомендованы уважаемыми в области судоходства международными организациями Балтийской и Международной морской конференцией (БИМКО), Британской палатой судоходства.

Проформа чартера состоит из двух частей:

1) часть первая "боксовая";
2) часть вторая, содержащая текст.

Проформы используются при подписании всего текста с изменениями и дополнениями. Стороны заранее согласовывают изменения и дополнения и вносят их в проформы. При заключении договора обе стороны в процессе эксплуатации судна ссылаются на конкретную проформу. Проформа — это не сам договор, а примерные условия договора. В проформах для удобства применяется нумерация строк. Стороны имеют возможность в процессе переговоров согласовать конкретные условия и исключить из проформы отдельные положения или дополнять другие.

Если стороны решили корректировать текст проформы, они должны учитывать специфику толкования договора. При заключении договора фрахтования с контрагентом необходимо запросить у него устав, свидетельство о регистрации. Данная документация (ее копии) остаются приложенными к экземпляру договора вплоть до окончания расчетов по нему. При возникновении сложностей связи с фрахтователем необходимо указать все средства коммуникации, по которым можно с ним связаться.

Особенно важно при фрахтовании транспорта установить платежеспособность фрахтователя. В современных условиях необходимо оговорить условия оплаты и предоплаты. Полномочия лица, подписывающего договор, должны быть законодательно подтверждены. По законодательству это может быть только генеральный директор. Все остальные представители имеют право подписи только на основании доверенности, которая выдается от имени юридического лица. Доверенность подписывает руководитель и скрепляет печатью. При заключении договора фрахтования стороны могут использовать стандартные проформы, где можно четко указать ставку фрахта за период или за количество (объем) груза, перевозимого на судне. Ставка указывается в специальной графе проформы.

В договоре указывается ставка фрахта — это сумма, необходимая для уплаты. В договоре необходимо точно указать, каким образом вносятся деньги, сроки платежа. Не включение в договор этих условий повлечет сложности при исполнении договора, особенно части расчетов. Необходимо обязательно указать порядок уплаты и размер штрафных санкций за неисполнение договора в части платежей. В мировой практике это, как правило, процент от не выплаченной суммы в день, но также ставка может быть установлена в размере конкретной суммы.

Многие проформы чартеров и коносаментов содержат информацию по разрешению споров. В российской практике фирмы не указывают место и наименование компетентного органа в разрешении споров. Наиболее оптимальный вариант в решении споров — это:

1) государственный Арбитражный суд;
2) третейский суд по месту нахождения истца и ответчика.

Наиболее известными и давно действующими являются Международный коммерческий арбитраж при ТПП (город Москва) и Морская арбитражная комиссия при ТПП (город Москва). В городе Владивостоке создана Тихоокеанская морская арбитражная комиссия. Она имеет статус постоянно действующего третейского суда. Наиболее приемлемым в условиях России может быть оговорка о рассмотрении споров в государственных арбитражных судах. В данном вопросе необходимо соблюдать осторожность, поскольку в соответствии с Нью-Йоркской Конвенцией 1958 года "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" исполнение решения арбитражного суда РФ возможно, но только при условии, что Россия имеет с этим государством договор о правовой помощи.

В практике международной торговли род упаковки зависит от ее назначения: для расфасовки товара, для рекламных целей, для сохранности товара при перевозке и т.д.

Стоимость упаковки в зависимости от ее назначения и характера тоже может колебаться в широких пределах: от нескольких процентов до половины стоимости товара.

Требования к упаковке товаров можно разделить на общие и специальные. Общие требования к упаковке определяются обязанностью всех экспортеров обеспечить физическую сохранность грузов при поставке на базисных условиях.

Так, экспортеры, продавшие товар на условиях FOB, CIF, FAS обязаны поставить товар в морской упаковке.

Экспортеры всегда несут ответственность за повреждения товаров, если они произошли из-за неудачной упаковки.

Условия упаковки должны соответствовать условиям контракта или международным нормам упаковки определенного вида товара.

Специальные требования к упаковке выдвигаются импортерами.

Причинами таких требований могут быть:

1) импортеру необходима специальная расфасовка товара;

2) импортер предъявляет особые требования к весам и габаритам грузовых мест.

Таких причин может быть много, но всегда следует иметь в виду, что чрезмерные специальные требования к упаковке снижают экономичность импортных операций.

Маркировка грузов — важнейший элемент в технологии внешнеторговых операций — выполняет следующие функции:

— представляет товаросопроводительную информацию;

— содержит реквизиты, характеризующие импортера;

— номер контракта;

— номер транса;

— весогабаритные характеристики мест;

— номер места;

— число мест;

— является указанием транспортным фирмам по обращению с грузом;

— используется для предупреждений об опасностях, возникающих вследствие обращения с грузом.

Эти функции определяют обязательные реквизиты маркировки, которые должны быть нанесены экспортерами. Кроме них может наноситься рекламная маркировка, если это не противоречит условиям контрактов.

 

 

Rambler's Top100