Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Структура международного контракта купли-продажи

Главным договором в области международного торгового права выступает Венская конвенция ООН 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров. Конвенция — результат унификации материально-правовых норм, регулирующих коммерческие сделки. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 года. СССР присоединился в мае 1990 года.

Конвенция разрешает ряд вопросов, имеющих принципиальное значение в сфере международного коммерческого оборота.

К ним относятся:

- юридическое понятие договора международной купли-продажи товаров (международного коммерческого контракта);

- порядок заключения таких контрактов между отсутствующими сторонами;

- форма контрактов;

- основное содержание прав и обязанностей продавца и покупателя;

- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.

Чтобы коммерческий контракт был признан международным, необходимо наличие в совокупности двух признаков — одного основного и одного из трех дополнительных.

Первый признак — расположение на территории различных государств главных коммерческих предприятий контрагентов — продавца и покупателя.    

Второй признак — на территории различных государств должны находиться пункты: отправления и назначения проданного товара; совершения оферты и акцепта; заключения и исполнения договора.

Выделяют две формы международного коммерческого контракта:

— устную;

— письменную.

Устная форма предполагает устную договоренность сторон. Письменная форма заключения коммерческого контракта требует документального подтверждения заключения сделки.

Для внешнеэкономических сделок право Российской Федерации устанавливало письменную форму (постановление Совета Министров от 14 февраля 1978 года "О порядке подписания внешнеторговых сделок").

Письменная форма необходима для внешнеторговых сделок, заключаемых российскими лицами. Несоблюдение письменной формы влечет за собой недействительность внешнеэкономической сделки (пункт 2 статьи 30 Основ Гражданского законодательства).

Заключая сделку, стороны должны решить вопрос о выборе права, применимого к сделке; каким законодательством будут регулироваться отношения, вытекающие из сделки. Стороны могут сделать это в силу своего волеизъявления, которое заключается в их праве устанавливать по своему усмотрению содержание сделки. В Российской Федерации применяется принцип автономии воли сторон.

В международной практике принято, что права и обязанности сторон по внешнеэкономическим сделкам определяются по праву страны, которую выбирают стороны при заключении контракта. Данное соглашение сторон должно отразиться в сделке. Если стороны не заключили такого соглашения, применяется право страны, в которой работает одна из сторон контракта.

Сторона должна быть:

продавцом — в договоре купли-продажи;

наймодателем — в договоре имущественного найма;

лицензиаром — в лицензионном договоре о пользовании исключительными или аналогичными правами;

хранителем — в договоре хранения;

комиссионером — в договоре комиссии;

поверенным — в договоре поручения;

перевозчиком — в договоре перевозки;

экспедитором — в договоре транспортной экспедиции;

страховщиком — в договоре страхования;

кредитором — в кредитном договоре;

дарителем — в договоре дарения;

поручителем — в договоре поручительства;

залогодателем — в договоре залога и так далее.

При заключении контракта стороны обязаны выяснить следующие вопросы:

- разрешен ли ввоз (вывоз) товара на территорию страны;

- облагается ли товар экспортной (импортной) пошлиной и размер этих пошлин;

— подпадает ли товар под режим лицензирования или квотирования;

— каким органом выдается лицензия;

— каков порядок ее получения;

— стоимость получения лицензии;

— необходимо ли получение специальных разрешений на вывоз (ввоз) товара;

— требуется ли получение фитосанитарного, ветеринарного и других санитарных и экологических сертификатов;

— какие имеются льготы по вывозу (ввозу) товара (освобождение от пошлин, налогов, сборов);

— имеются ли какие-нибудь особенности в порядке осуществления платежей с предпринимателями из страны планируемого экспорта (импорта);

— другие документы, необходимые для пропуска товара заграницу.

Каждый контракт содержит несколько разделов, которые располагаются в определенном порядке.

Структура международного контракта купли-продажи имеет следующий вид:

— определение сторон;
— предмет договора;
— цена товара и общая сумма контракта;
— сроки поставки товаров;
— условия платежей;
— упаковка и маркировка товаров;
- гарантии продавцов;
— штрафные санкции и возмещение убытков;
— страхование;
— обстоятельства непреодолимой силы;
— арбитраж.

Содержание внешнеторгового контракта купли-продажи составляют его условия, права и обязанности сторон. Внешнеторговые договоры имеют свою специфическую структуру. Наиболее удобно рассматривать договор купли-продажи в соответствии с его структурой. Основному тексту контракта предшествует Преамбула. Она начинается со слова "контракт", далее следует номер контракта. Как правило, справа указывается дата, слева указывается место заключения контракта. Необходимо указать фирменные наименования сторон, местонахождение контрагентов. Определяются стороны контракта "продавец" и "покупатель". Реквизиты сторон обязательны. Контракт может быть признан недействительным, если стороны не указали какой либо из своих реквизитов.

Бывают случаи, когда не все общее количество товара, подлежащее поставке, описывается в момент подписания контракта. Иногда покупателю выгодно включить изменения в опционе.

Изменения в опционе — это обязательство продавца поставить на согласованных в контракте условиях дополнительное количество товара. Данная форма заключения договора не является достаточно стабильной, поскольку существует оговорка относительно желания покупателя купить определенное количество товара. Покупатель должен до определенного срока проинформировать продавца.

Данные изменения — определенное неудобство для продавца, так как ему необходимо резервировать товар до согласованного срока. Продавец должен себя подстраховать и указать в контракте возможно короткий срок отсрочки, чтобы реализовать товар в случае отказа покупателя. Базисные условия поставок определяются в предмете договора. В 1953, 1980 и 1990 г. Международная Торговая палата выпустила сборники толкований международных торговых терминов, именуемые ИНКОТЕРМС. Стороны заключают договоры на основании торговых терминов установленные ИНКОТЕРМС.

В редакции ИНКОТЕРМС 1990 года международные торговые термины традиционно разделены на четыре различные категории (Е, F, С, D). Данные категории имеют существенные отличия.

Первая категория — Е. Эта категория состоит всего лишь из одного термина EXW — "франко-предприятие". Данный термин означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя непосредственно на своей территории (фабрика, склад), этот момент и является моментом (временем) перехода риска. По данным условиям продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, предоставляемое покупателем. Он также не ответственен за таможенную очистку товара для экспорта, если это не оговорено иным образом. Покупатель несет все виды риска и все расходы но перемещению товара с территории продавца до места назначения. Таким образом, данный термин (и данная категория Е) предусматривает минимум обязательств для продавца.

Вторая категория терминов — F. Продавец должен доставить груз перевозчику, выбранному покупателем. Здесь выделяют следующие базисные условия: FCA, FAS, FOB. Согласно термину FCA (франко-перевозчик) продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда он передал товар, прошедший таможенную очистку для экспорта. Товар должен быть передан в определенном месте или пункте, который выбрал покупатель. Данный термин может использоваться для любого вида транспорта.

Согласно термину FAS (свободен у борта судна) продавец выполняет свои обязательства, когда товар размещен у борта судна на причале.

Термин FOB (свободен на борту) — продавец выполняет свои условия, когда товар пересек поручни судна.

Для терминов FAS и FOB продавец также должен обеспечить таможенную очистку товара для экспорта. Таким образом, вторая группа базисных условий возлагает на продавца больше обязанностей, чем первая группа Е.

Третья группа терминов — С. Термины этой группы (CFR, CIF, СРТ, CIP) возлагают на продавца следующие обязанности. Продавец должен заключить договор перевозки за свой счет, по условиям терминов CIF и СIP.  Он обязан оформить и оплатить страхование. Продавец также обеспечивает таможенную очистку товара для экспорта для всех терминов этой группы.

Для терминов CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт) продавец несет риск утраты товара и любые дополнительные расходы до момента перехода товара за поручни судна в порту отгрузки.

Термины СРТ (фрахт оплачен до) и CIP (фрахт и страхование оплачены до) означают переход риска от продавца к покупателю. Данный переход осуществляется в момент передачи товара продавцом перевозчику.

Четвертая группа терминов — D. Здесь продавец отвечает за прибытие товара в согласованный пункт или порт назначения. Он ответственен за все виды риска и несет расходы по доставке. Согласно терминам DAF (поставка франко-граница), DES (поставка франко-судно) и DDU (поставка без уплаты пошлины) продавец обязан осуществить только таможенную очистку для экспорта.

Термин DEQ (поставка франко-причал) и DDP (поставка с уплатой пошлины), означают, что продавец обязан осуществить таможенную очистку для импорта. Участникам сделки необходимо определить момент исполнения обязательств по поставке товара.

В международной практике принято определять:

1) в группе Е (отправление) — при передаче товара покупателю со склада продавца;

2) в группе F (основная перевозка не оплачена) — при передаче товара перевозчику, когда основная перевозка (например, между странами продавца и покупателя) не оплачена;

3) в группе С (основная перевозка оплачена) — при передаче товара перевозчику, когда основная перевозка (например, между странами продавца и покупателя) оплачена;

4) в группе D (прибытие) — при передаче товара покупателю или его представителю в пункте назначения.

 

Каждый внешнеторговый контракт содержит гарантии продавцов в отношении технических характеристик товаров и их качества. Контракт определяет ответственность продавцов за соблюдение гарантированных показателей. Эти гарантии действуют в течение согласованного в контракте срока при условии выполнения покупателем инструкций по транспортировке, хранению и использованию товара. Продавцы гарантируют соответствие товаров техническим условиям контрактов, национальным и международным стандартам, образцам и такому понятию, как "нормальное качество товаров", принятому в международной торговле (термин в основном относится к сырьевым товарам).

Технические гарантии обычно проверяются в ходе использования товаров потребителями, путем специальных испытаний и проверок. Технически сложные контракты на поставку машин и оборудования во избежание разногласий при исполнении обязательства содержат согласованные методики проверок и испытаний для покупателей. Общим правилом в международной торговле машинами и оборудованием является признание, что окончательная приемка производится только у потребителя в процессе гарантийных испытаний. Это правило импортеры обязательно должны включать в текст контракта. Раздел гарантии содержит также положения, касающиеся ответственности продавцов в разрешении вопросов, связанных с поставками некачественных, неликвидных товаров.

Способы разрешения такого рода споров:

— частичная замена или возврат всей партии товара;

— невозможно использовать или если расходы на его транспортировку составляют небольшую долю по отношению к цене;

— уценка товара — стоимость транспортировки велика или импортеру невыгодно терять время на замену;

— исправление дефектов поставщиком за свой счет — при обнаружении дефектов в товарах длительного пользования;

— исправление дефектов покупателем с отнесением расходов на поставщика — последний не может выполнить эти работы в необходимые для покупателя сроки.

По обычаям, принятым в международной торговле, поставщик устанавливает на замененный товар такой срок гарантии, какой и предусмотрен условиями контракта. В данной ситуации импортерам следует специально оговаривать это условие. Штрафные санкции устанавливаются за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Чаще всего они применяются за нарушение сроков поставки, за качество и технический уровень товаров, за невыполнение или несвоевременное выполнение обязательств по платежам.

Общее правило коммерческих отношений контрагентов гласит: штрафные санкции по своим размерам и порядку начисления должны вести к выполнению обязательств, а не носить разорительного характера. Если имело место необоснованное ужесточение штрафных санкций импортерами, данный факт может вызвать ответную реакцию экспортеров в виде завышения цен коммерческих предложений. При несвоевременных поставках размер штрафных санкций растет по мере увеличения сроков опозданий. В данном случае другая сторона принимает необходимые меры для исправления положения, что из практики было установлено ограничением в 5 или 10% суммы недопоставок.

Методика расчета убытков в зависимости от задержек в выполнении обязательств или от степени отклонения от гарантированных характеристик товаров согласовывается сторонами в процессе заключения контракта. В контрактах устанавливаются и предельные размеры убытков. Повышение убытков способствует расторжению договора. Покупатели приобретают право расторгнуть контракт и воспользоваться гарантией должного исполнения контракта, если она предусмотрена его условиями. Полученные по этой гарантии средства импортеры используют для покрытия своих убытков и расходов. Стороны всегда стремятся ограничить свою ответственность. Экспортеры стремятся оградить себя от возмещения косвенных убытков. Наиболее гарантированное решение этой проблемы — страхование.

Страхование - раздел контракта включающий в себя основные условия:

— что страхуется;
— от каких рисков;
— кто страхует;
— в чью пользу страхует.

При сделках купли-продажи страхуются товары от рисков повреждения или утраты при транспортировке. Ссылки в контракте на базисные условия FOB, CIF и так далее определяют страхователей, которые обязаны заключить договоры о страховании. Так, при условиях FOB экспортер страхует транспортировку груза до порта и в порту до погрузки его на борт судна. В дальнейшем забота о страховании лежит на покупателе. Если в контракте отсутствует оговорка по поводу рисков, груз должен быть застрахован экспортером. Груз страхуется на условиях "с ответственностью за все риски". Данная оговорка не включает такие понятия, как утрата вследствие умышленных действий, неосторожности страхователей, военных рисков. Поэтому весьма часто импортеры во избежание непредвиденных убытков предпочитают перечислить риски, от которых груз должен быть застрахован.

Договор со страховой компанией (страховщиком) заключается обычно в пользу импортера или конкретного получателя. В контракте оговариваются условия, при которых продавец или покупатель будет нести издержки по страхованию. Фактически речь идет о том, кто будет оплачивать страхование, а расходы всегда несет покупатель, которые учитываются в цене товара. Условия контрактов включают обязательство экспортеров представлять покупателям страховые полисы, которые входят в комплект платежных документов. На ход исполнения контрактов могут существенно влиять обстоятельства, предугадать наступление которых заранее (при заключении контракта) невозможно. Данные обстоятельства могут возникнуть в результате непредвиденных и неотвратимых событий, (событий форс-мажорного характера).

К ним обычно относят пожары, наводнения, землетрясения, эпидемии, аварии и т.д. При их наступлении срок исполнения обязательств для стороны, на которую воздействуют эти обстоятельства, отодвигается на весь период их действия и ликвидации последствий. Стороны составляют согласованный перечень обстоятельств, которые должны относиться к форс-мажорным. Данный перечень составляется в целях избежания возникновения разногласий между сторонами. Контракт должен установить, что сторона, для которой стало невозможным исполнение обязательств, должна информировать контрагента о наступлении и прекращении форс-мажорных обстоятельств. Стороны должны предоставить соответствующие подтверждающие документы, на основании которых устанавливается факт обнаружения данных непредвиденных обстоятельств.

Данные обстоятельства могут действовать настолько долго, что исполнение контракта для сторон может стать экономически бессмысленным. Поэтому контрагенты устанавливают в контрактах предельные сроки, после которых стороны имеют право аннулировать взаимные обязательства. Всегда оговаривается, что ни одна из сторон не будет иметь права потребовать от другой стороны возмещения убытков. В ряде случаев импортеры требуют возвратить выплаченные авансовые платежи. Это трудно обосновать, поскольку экспортеры могут уже понести все издержки по проектным работам на приобретение материалов, оборудования. Данное обстоятельство очень сложное при рассмотрении споров, и к этому должны быть готовы обе стороны по контракту.

Нередко при исполнении контрактов между сторонами возникают споры из-за неодинакового понимания взаимных обязательств по причине неодинакового трактования условий контрактов. Для исполнения контракта могут отсутствовать соответствующие условия. Большинство этих разногласий решается переговорами между сторонами. Для этого сторонам необходимо включить в договор при его заключении оговорку о согласительной процедуре.

Согласительная процедура предпочтительнее, чем арбитраж. Однако примирение может быть успешным только при наличии благоприятной атмосферы.

Обычно стороны включают в свой договор дополнительную оговорку, если отношения между ними достаточно открытые и прозрачные. В данном случае есть возможность урегулирования спора дружественным путем. Когда разногласия не удается решить таким образом, стороны передают дело на рассмотрение арбитражных судов (третейских судов).
Выделяют арбитражные суды следующих видов.

1. Постоянно действующие арбитражи (институционные). В них споры рассматриваются в соответствии с принятыми в них правилами (регламентами). Они обычно работают при торговых палатах, биржах, ассоциациях. К таким судам можно отнести: Арбитражный суд Международной торговой палаты, Лондонский Международный третейский суд, Американскую арбитражную ассоциацию.

2. Арбитражные суды, которые создаются каждый раз для решения одного или нескольких спорных вопросов по конкретному контракту. В разделе контракта, который называется "арбитражной оговоркой", стороны определяют, в каком именно арбитражном суде будут рассмотрены спорные вопросы. В данном пункте необходимо установить, в соответствии с каким регламентом будут рассматриваться арбитражные разбирательства.

В данных арбитражных судах споры рассматривают три лица: два арбитра (по одному от истца и ответчика); один суперарбитр.

С целью унификации процессуальной работы арбитражных судов разработаны следующие регламенты судов:

1) арбитражный регламент ЕЭК 1966 года;

2) правила международного коммерческого арбитража — приняты экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ) в 1966 году;

3) арбитражный регламент комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) (1976 год).

Арбитры при рассмотрении споров руководствуются условиями контрактов, международными торговыми обычаями, нормами материального права страны, указанной в договоре. Если право страны отсутствует, принимается законодательство в соответствии с международными нормами.

На роль арбитров в данных арбитражных судах привлекают крупных специалистов в той области, к которой относится внешнеторговый контракт, например ученых, президентов других фирм, адвокатов.

В Российской Федерации принят Закон от 07.07.1993 года "О международном коммерческом арбитраже". Он регламентирует вопросы деятельности арбитражного права в международной области. Кроме того, приняты приложения к этому Закону: "Положение о международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-Промышленной палате Российской Федерации" и "Положение о морской арбитражной комиссии при Торгово-Промышленной палате Российской Федерации". Данные законы разграничивают компетентность данных органов по категориям дел.

Разбирательство споров по внешнеторговым контрактам будет производиться в международном коммерческом арбитражном суде либо в морской арбитражной комиссии. В России Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-Промышленной палате также имеет полномочия рассматривать вопросы по арбитражу. Рабочий язык МКАС — русский. Стороны могут включать в текст контракта о рассмотрении споров в МКАС.

При заключении договора купли-продажи с различными странами необходимо соблюдать ряд особенностей.

Например, при заключении договора с организациями и фирмами из стран Восточной Европы имеет определенное значение документ "Общие условия поставки между организациями стран — членов СЭВ".

Он содержи трактовки следующих условий поставки:

— ФОБ;

— КАФ;

— СИФ;

— Франко-вагон;

— Франко-автомобиль (франко-перевозчик);

— Франко-Получатель.

Данный Документ также содержит положение о моменте перехода прав собственности на товар с Продавца на покупателя. Если стороны решили сделать по этому оговорку, то в этом нет необходимости, поскольку в условиях поставки уже есть на это ссылка. Общие условия поставок внешнеэкономической деятельности имеют применение большим количеством стран, но при этом необходимо соблюдать условие включения ссылок при заключении внешнеэкономического контракта.

При составлении контракта важно знать (установить), правом какого государства будут регулироваться отношения по конкретному контракту, так как имеются существенные расхождения в решении одних и тех же вопросов в праве разных государств. На основании статьи 166 Основ гражданского законодательства 1991 года применяется право того государства, где находится, учреждена одна их сторон договора купли продажи. Эта сторона должна быть продавцом при заключении договора.

Таким образом при возникновении споров между участниками контракта данная ситуация будет решаться следующим образом. Спор по экспортным контрактам российской стороны будет использоваться российское законодательство. Спор по импортным контрактам будет рассматриваться Арбитражным судом той страны, которая является одной из сторон импортного контракта.

С точки зрения действующего российского права особого значения не будет иметь место заключения контракта. Необходимо предусматривать при заключении контракта особые условия о применяемом праве.

 

Rambler's Top100