Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Стратегия и особенности ценообразования во внешнеэкономической деятельности

Цены экспортных и импортных контрактов устанавливаются на базе мировых цен. Методика ценообразования во ВЭД отличается от таковой, принятой при установлении цен внутреннего рынка. Для решения вопроса, по какой цене необходимо реализовывать товар или покупать на внешнем рынке, надо определить мировую цену на аналогичный товар.
Цена аналога и определит в этом случае реальный уровень мировых конкурентных цен.

Если на рынке продается товар, у которого все характеристики и коммерческие условия поставки, отгрузки идентичны с рассматриваемым товаром, цена товара конкурента может стать ценой предлагаемого товара. В данном случае необходимо, чтобы товары имели очень сходные технические или какие-либо другие характеристики. Однако такие аналоги встречаются очень редко и лишь на ограниченном числе рынков.

В разделе договора "Цена" указывается номинал либо порядок его определения и здесь же указывается базис поставки. Цена — денежное выражение стоимости товара, и, конечно, она будет отличаться для различных условий поставки. В ряде случаев в тексте встречается оговорка, что цена включает стоимость упаковки и маркировки, а также определенные услуги продавца. Продавец может сделать оговорку в контракте: "Данная цена установлена только для настоящего контракта и не может служить базовой для последующих сделок", но эта оговорка может применяться только в частном случае.

Существует пять основных видов контрактных цен:

1. Твердая фиксированная цена — устанавливается на дате подписания контракта; остается неизменной вплоть до исполнения контракта. Такие цены используются при незначительных сроках исполнения контрактов. Для нее необходимо, чтобы в данный период не ожидалось резких скачков цен по данной группе товаров. Для продавцов эти цены выгодны, когда тенденция цен на рынке направлена в сторону понижения.

2. Твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки фиксируется в контракте. Однако при этом оговариваются условия ее изменения. Данные условия могут быть связаны, например если цены на рынке в период исполнения контракта повысятся или понизятся более чем на 5-15%.

3. Цена с последующей фиксацией. В договор устанавливается принцип определения цен, используемые источники получения информации по ценам и даты, на которую цены были зафиксированы. Цена с последующей фиксацией используется, когда в процессе исполнения контракта ожидается значительное повышение цен. Стороны не могут спрогнозировать данное повышение, а значит, перестраховывают себя данной фиксацией.

Данный способ определения контрактных цен удобен и для до долгосрочных контрактов, предусматривающих периодические поставки в течение ряда лет. В торговле цветными металлами, например, цены могут определяться на основе биржевых котировок, соответствующих дате поставки очередной партии товара.

4. Скользящая цена — цена, рассчитываемая по принятой в контракте формуле, состоящей из двух частей.

Первая часть формулы — базовая цена, твердая и идентичная по принципу построения с твердой фиксированной ценой.

Вторая часть имеет структуру ресурсной модели. Она соотносится с долей основных издержек на производство товара. Принципиально важно учесть в формуле именно те непостоянные издержки, по которым в период исполнения контракта возможны существенные изменения. Как правило, скользящие цены используются на контракты для поставки сложных и уникальных товаров, материалов. Данная продукция может иметь очень длительный период изготовления, сборки, например сложные механизмы, оборудование. Этот вид цен также широко используется при осуществлении подрядных строительных работ.

Формула скользящих цен обычно имеет следующий вид:

Pi = PQ(A +В + С),

где: Pi — расчетная цена товара;

PQ — базисная цена;

А — доля в цене затрат на материалы;

В — доля в цене затрат на оплату труда;

С — неизменяемая цена (сумма А, В и С должна равняться 1).

5. Смешанная цена - цена имеет две части. Одна часть цены будет твердой, зафиксированной; другая — скользящей. Практическое использование приведенных видов контрактных цен требует знания конкурентных ценовых показателей, наиболее приоритетных для различных мировых товарных рынков, а также источников информации, из которых они могут быть получены.

По согласованию сторон устанавливается валюта цены. Может быть принята валюта одного из партнеров, либо валюта третьей страны, либо международная валюта — евро. Валюта цены может отличаться от валюты платежа. Ценообразование при заключении внешнеторговой сделки связано с технико-экономическими параметрами товара, конъюнктурой рынка и издержками производства. В мировой практике есть понятие мировой цены, которой руководствуются продавцы и покупатели при установлении цен на товары. Это стоимость товара, выраженная как затраты общественного труда в международном масштабе.

Признаки для установления мировой цены в мировой торговле:

1) цена должна быть ценой продавца, который регулярно поставляет товар на наиболее популярных рынках;

2) цена должна быть ценой крупной сделки;

3) платежи по товару должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте с оплатой наличными;

4) сделка должна протекать в условиях свободной торговли, без воздействия валютных, правительственных или иных ограничений;

5) сделка должна быть совершена в рассматриваемом периоде.

Определение уровня мировых цен происходит привлечением и сопоставлением коммерческой информации — конкурентных материалов.

Виды материалов для рассмотрения при установлении мировой цены:

— фирменные счета на оплату товара;

— контракты, биржевые котировки, где указаны цены на товары с немедленной поставкой;

— коммерческие предложения;

— розничные цены на экспортные товары на рынках конкретных стран;

— биржевые котировки;

— фирменные прейскуранты.

 

Rambler's Top100