Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Функции и полномочия антимонопольного органа

Федеральный антимонопольный орган для осуществления своих функций создает территориальные управления, назначает их руководителей, а также наделяет эти органы полномочиями в пределах своей компетенции. Федеральный антимонопольный орган в своей деятельности руководствуется Федеральным законом "О защите конкуренции", Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 331. Территориальные управления ФАС осуществляют свою деятельность на основании указанных выше нормативных актов, а также Положения о территориальном управлении ФАС, утвержденном приказом ФАС от 13 октября 2004 года.

Согласно Закону антимонопольный орган выполняет четыре основные функции:

- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства всеми участниками рыночных отношений;

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию и другие нарушения антимонопольного законодательства;

- осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере хозяйственной деятельности (статья 22 Закона).

В целях осуществления основных функций Закон наделяет антимонопольный орган большим объемом правомочий, перечень которых содержится в статье 23 Закона. В связи с тем, что Закон содержит нормы, регулирующие отношения, не только на товарных, но и финансовых рынках, потребовалось расширение полномочий антимонопольного рынка. Ряд полномочий Закон относит к исключительной компетенции федерального антимонопольного органа, например: утверждать по согласованию с ЦБ РФ методику определения необоснованно высокой (низкой) цены услуги кредитной организации, и методику определения обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу не оказываемую иными финансовыми организациями; издавать нормативные правовые акты, предусмотренные Законом "О защите конкуренции"; давать разъяснения по вопросам применения им антимонопольного законодательства; ежегодно представлять в Правительство РФ доклад о состоянии конкуренции в стране и др.

Следует отметить, что с целью ограничения неоправданного вмешательства антимонопольного органа в деятельность хозяйствующих субъектов Закон лишает его права выдавать предписания о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, которые, по мнению антимонопольного органа, систематически осуществляют монополистическую деятельность. Такое разделение данных субъектов может быть осуществлено только по решению суда. Важной проблемой является эффективность государственного контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках. В частности, вводя в качестве критериев контроля экономической концентрации пороговые значения оборотных показателей хозяйствующих субъектов, Закон предусматривает упрощение процедур антимонопольного контроля, который проявляется прежде всего в существенном сужении круга сделок, требующих согласования или уведомления антимонопольного органа.

Например, при осуществлении контроля приобретения прав на акции (доли) в хозяйственных обществах, такой порядок сохраняется лишь в отношении тех сделок, в результате которых у приобретателя возникает право распоряжаться блокирующим пакетом акций (25% плюс одна акция), контрольным пакетом акций (50% плюс одна акция), а также квалифицированным пакетом акций (75% плюс одна акция). В действовавшем Законе уровень концентрации был установлен в сумме, превышавшей 200 тыс. МРОТ балансовой стоимости активов, затем в 2005 году эта сумма была увеличена до 30 млн МРОТ. Существенно изменен государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих организаций. В частности, при слиянии коммерческих организаций требуется согласие антимонопольного органа, если суммарная стоимость их активов по бухгалтерским балансам превышает 3 млрд рублей или суммарная выручка таких организаций от реализации товаров за календарный год превышает 6 млрд рублей.

Такие же критерии применяются и при присоединении коммерческой организации к другой коммерческой организации. Что касается слияния или присоединения финансовой организации к другой финансовой организации, то законодатель не устанавливает фиксированных сумм активов, а ссылается на величину этих активов, устанавливаемых Правительством РФ. Аналогичная ситуация складывается и в отношении сделок с акциями, имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, заключение которых осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа (статьи 27-29 Закона). Таким образом, данный подход позволит в значительной мере снизить нагрузку на хозяйствующих субъектов, связанную с необходимостью получения предварительного разрешения на совершение сделок и, кроме того, создаст антимонопольному органу больше возможностей сосредоточиться на реализации своих основных функций, связанных с контролем состояния конкуренции на товарных и финансовых рынках.

 

Rambler's Top100