Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Обязательный аудит и инициативная аудиторская проверка

Законодательство предусматривает две разновидности аудита: обязательный аудит и инициативная аудиторская проверка.

Статья 7 Закона об аудите определяет обязательный аудит как ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Анализ предписаний в части обязательного аудита показывает, что законодатель сопрягает обязательность аудита со следующими факторами, присущими проверяемому лицу:

1) организационно-правовая форма (открытое акционерное общество);

2) сфера предпринимательской деятельности проверяемого лица (кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации или общества взаимного страхования, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, а также фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц);

3) большой объем выручки от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года (объем выручки организации или индивидуального предпринимателе от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством МРОТ или сумма активов баланса превышает МРОТ на конец отчетного года в 200 тысяч раз, при этом предусмотрено исключение — названный критерий не распространяется на сельскохозяйственные кооперативы и их союзы).

Наличие любого из вышеуказанных критериев указывает на то, что финансовая и бухгалтерская отчетность субъекта предпринимательской деятельности подлежит обязательной аудиторской проверке. Предписания об обязательном аудите содержит норму о возможности принятия актов делегированного законодательства, в частности, субъектам Федерации предоставлено право установить пониженные критерии результатов хозяйственной деятельности государственных или муниципальных унитарных предприятий для целей определения признаков обязательности аудита. Кроме того, статья 7 Закона содержит и отсылочную норму, предполагающую возможность установления дополнительных критериев обязательного аудита иными федеральными законами.

Обязательный аудит осуществляется только аудиторскими организациями. В том случае, если в уставном (складочном) капитале аудируемого лица доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, проведение обязательного аудита осуществляется на основе договора, заключенного по итогам открытого конкурса, соответственно, на эту ситуацию распространяется действие Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещений заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В целом следует признать, что предписания об обязательном аудите направлены в первую очередь на защиту законных прав и охраняемых интересов неопределенного круга лиц, а также на поддержание экономической стабильности в целом.

Значение инициативного (добровольного) аудита усматривается даже из названия этой разновидности аудита. Субъекты предпринимательства по своей инициативе заключают договор с аудитором на проведение аудиторской проверки. Время проведения аудита и объем аудиторской проверки устанавливаются организацией в лице его уполномоченных органов или индивидуальным предпринимателем. Заключая договор с аудитором на проведение инициативного аудита, субъект предпринимательства преследует цель получить достоверную информацию о реальном положении дел, а также проверить правильность ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности с целью предотвратить в будущем возможные имущественные потери, в частности, в виде налоговых санкций за неправильное исчисление и уплату налогов. В последнее время инициативный аудит получил широкое распространение в финансово-промышленных группах, в этом случае, как правило, аудит проводится по инициативе управляющей компании холдинга и за ее счет.

Внешний и внутренний аудит различают по субъекту аудиторской проверки. Внешний аудит проводится аудиторами и специалистами аудиторской организации либо индивидуальным аудитором. В целях оперативного контроля за движением активов и динамикой обязательств, движением материальных ценностей между подразделениями организации, оценки работы как организации в целом, так и отдельных ее подразделений могут быть созданы и собственные аудиторские службы. Принципиальное различие между внешним и внутренним аудитом состоит в том, что результаты внешнего аудита предназначены как для внешних пользователей, так и для собственника и управленческого персонала, результаты же внутреннего аудита предназначены только для управленческих нужд.

Правовое регулирование отношений по внешнему аудиту в части стандартов проверки основано на аудиторском законодательстве, по внутреннему же аудиту на локальных правовых актах субъекта предпринимательства (не исключено, что эти локальные нормативные акты могут быть построены по отсылочному методу). Правовое регулирование отношений по внешнему аудиту в части взаимодействия аудитора и аудируемого лица основано на предписаниях главы 39 Гражданского Кодекса РФ и заключенном договоре возмездного оказания услуг, по внутреннему же аудиту взаимодействие строится на основании предписаний трудового законодательства. Поэтому при внутреннем аудите не может быть обеспечено соблюдение важнейшего принципа аудиторской деятельности — независимости аудитора. В этом смысле следует признать, что внутренний контроль можно назвать аудитом весьма условно и аудитом такая управленческая деятельность может быть названа только потому, что имеет с внешним аудитом определенную схожесть по направлению и содержанию аудиторской проверки.

Аудит финансовой отчетности и специальный аудит разграничивают по направленности аудиторской проверки. Направленность финансового аудита состоит в проверке достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, специальный же аудит предназначен осуществить проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта. Сразу кажется очевидным, что специальный аудит может проводиться только инициативно. Например, с аудитором может быть заключен договор только на предмет оценки достоверности отдельных статей бухгалтерской отчетности или правильность исчисления и уплаты налогов и состояние расчетов с бюджетом. В последнем случае говорят также о налоговом аудите как разновидности специального аудита. Объектом налогового аудита являются данные налогового учета (в частности, учет реализации товаров, работ, услуг, обоснованность применения налоговых вычетов, правомерность использования налоговых льгот и т.д.) и документы налоговой отчетности (налоговые декларации, расчеты по налогам, справки об авансовых платежах и др.).

Разновидностью специального аудита является аудиторское заключение о составе и стоимости предприятия, выдаваемое во исполнение предписаний статьи 561 Гражданского Кодекса РФ. Другой разновидностью специального аудита можно признать так называемый аудит на соответствие требованиям. Пользователями результатов такого аудита являются лица, установившие определенные требования к субъекту предпринимательства (кредиторы и потенциальные контрагенты предпринимателя, государственные органы и т.д.).

Деятельность некоторых субъектов предпринимательства требует специальных познаний специфики деятельности этих субъектов, особенностей бухгалтерского учета и отчетности, особенностей налогообложения результатов хозяйственной деятельности и поэтому в зависимости от вида предпринимательской деятельности разграничивают аудит кредитных организаций, аудит страховщиков, аудит бирж, аудит внебюджетных фондов, аудит инвестиционных институтов, общий аудит (аудит иных экономических субъектов).

 

Rambler's Top100