Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Нормативная база аудиторской деятельности

Закон об аудите закрепляет понятие аудиторской деятельности, в том числе обязательного аудита, формулирует некоторые базовые принципы аудиторской деятельности, устанавливает обязанность страхования гражданско-правовой ответственности при обязательном аудите, устанавливает системы контроля качества и аттестации аудиторской деятельности. Этот Закон определяет место и роль в организации аудита органов государственности власти, профессиональных аудиторских объединений и других заинтересованных лиц. Предписания об аудите содержатся не только в Законе об аудите, но и в других законодательных актах. В частности, Закон о банках и банковской деятельности и Закон о Банке России конкретизируют некоторые особенности проведения банковского аудита. Предписания об аудите содержатся и в законах "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах", "О производственных кооперативах", "О сельскохозяйственной кооперации" и некоторых других. В настоящее время не наблюдается коллизий между названными законами и Законом об аудите, однако, если таковые коллизии возникнут, следует учитывать предписания пункта 1 статьи 2 Закона об аудите о приоритетности названного Закона в сфере аудиторской деятельности.

Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить федеральным законам. На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления об аудиторской деятельности. В сфере правового регулирования аудиторской деятельности следует учитывать постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ", в соответствии с которым Минфин России был определен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005 года № 706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита", которым утверждены "Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций на проведение обязательной ежегодной аудиторской проверки организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов" и др.

Одним из базовых нормативных актов, принятых Правительством РФ в сфере аудита является постановление от 23 сентября 2002 года № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности". К подзаконным актам, содержащим нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, относятся также нормативные правовые акты, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности — Министерства финансов РФ. Полномочия Минфина в этой сфере определены в статье 18 Закона об аудите. В своей повседневной профессиональной деятельности аудиторы обязаны руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Названные стандарты устанавливают единые требования к порядку осуществления аудита, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации (статья 9 Закона об аудите). Законодатель предусмотрел двухуровневую систему правил (стандартов), регулирующих порядок осуществления аудиторской деятельности в России: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утверждаемые Правительством РФ, носящие обязательный характер для аудиторов и аудируемых лиц; правила (стандарты) аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, самостоятельно ими разрабатываемые и обязательные только для их членов, и правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

По существу содержащиеся в стандартах предписания призваны гарантировать качество аудиторской проверки и, в конечном итоге обеспечить максимальную объективность и достоверность аудиторского заключения. Постановлением от 23 сентября 2002 года № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности". Правительство РФ утвердило следующие правила (стандарты) аудиторской деятельности:

Правило (стандарт) № 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

Правило (стандарт) № 2. Документирование аудита.

Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита.

Правило (стандарт) № 4. Существенность в аудите.

Правило (стандарт) № 5. Аудиторские доказательства.

Правило (стандарт) № 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Правило (стандарт) № 7. Внутренний контроль качества аудита.

Правило (стандарт) № 8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

Правило (стандарт) № 9. Аффилированные лица.

Правило (стандарт) № 10. События после отчетной даты.

Правило (стандарт) №11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

Правило (стандарт) № 12. Согласование условий проведения аудита.

Правило (стандарт) № 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита.

Правило (стандарт) № 14. Учет требований нормативных правовых актов РФ в ходе аудита.

Правило (стандарт) № 15. Понимание деятельности аудируемого лица.

Правило (стандарт) № 16. Аудиторская выборка.

Правило (стандарт) № 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях.

Правило (стандарт) № 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников.

Правило (стандарт) № 19. Особенности первой проверки аудируемого лица.

Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры.

Правило (стандарт) №21. Особенности аудита оценочных значений.

Правило (стандарт) № 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника.

Правило (стандарт) № 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.

Статья 1 Закона об аудите устанавливает перечень сопутствующих аудиту услуг. Названный перечень является не исчерпывающим. Сопутствующие аудиту услуги в группированном виде возможно подразделить на: услуги действия, услуги контроля, информационные услуги. Принципиальный является выяснение вопроса о совместимости сопутствующих услуг с обязательным аудитом. К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, в частности, относятся услуги:

- по оценке активов и пассивов, экономических и инвестиционных проектов экономической безопасности, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

- по постановке бухгалтерского учета;

- по улучшению ведения учета и составления отчетности;

- контролю ведения учета и составления отчетности;

- по контролю по начислению и уплате налогов и иных обязательных платежей;

- по представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;

- компьтеризация бухгалтерского и хозяйственного учета;

- подбор и тестирование бухгалтерского персонала;

- консультационные и некоторые другие услуги, в частности, проведение семинаров, обучение и повышение квалификации работников проверяемого лица в области экономики и права.

К услугам, несовместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, относятся:

- ведение бухгалтерского учета;

- восстановление бухгалтерского учета;

- составление деклараций по налогам;

- составление бухгалтерской отчетности.

 

Rambler's Top100