Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Закон "О защите конкуренции" обязывает коммерческие и некоммерческие организации и их руководителей, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также индивидуальных предпринимателей соблюдать антимонопольное законодательство, а также исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный срок. За нарушение антимонопольного законодательства виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (статья 37 Закона), т.е. гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность. Главным недостатком ранее действовавшего антимонопольного законодательства была чрезмерная либеральность по отношению к нарушителям его норм.

Например, меры административной ответственности, предусмотренные КоАП РФ за допущенные нарушения антимонопольного законодательства, устанавливали штрафные санкции в размере, не превышающем 5 тыс МРОТ (примерно 15 000 долларов), что для крупного монополиста являлось чисто символическим наказанием. В процессе обсуждения законопроекта "О защите конкуренции" был предложен принципиально новый подход к установлению административной ответственности за допущенные нарушения антимонопольного законодательства. В частности, вместо административных штрафов, установленных в МРОТах, для юридических лиц предлагалось ввести оборотные штрафы в процентах от годового оборота компании-нарушителя. Так, за злоупотребление доминирующим положением предлагалось наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 150 до 200 МРОТ, а на юридических лиц — в размере от 0,5 до 2 процентов годового оборота кампании, а за картельный сговор, т.е. за соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию наложение административного штрафа на должностных лиц в размере до 200 МРОТ, а на юридических лиц — в размере от 1 до 4 процентов годового оборота.

Однако в процессе обсуждения законопроекта "О защите конкуренции" предлагавшиеся меры ответственности вызвали резкое сопротивление со стороны крупного бизнеса и его лоббистов и судя по содержанию Федерального закона от 9 апреля 2007 года № 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предложенному Правительством РФ, им удалось добиться определенного успеха в плане размера административного штрафа, налагаемого на юридических лиц. В частности, указанным Законом часть 1 статьи 3.5 (административный штраф) дополнена пунктом 4, а также ч. 4-1 предусматривающими порядок определения суммы выручки правонарушителя от реализации товаров, работ, услуг на рынке которого совершено правонарушение, а также размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товаров, работ и услуг, на рынке которого совершено правонарушение, он не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров за календарный год, предшествующий году, в котором выявлено правонарушение.

Глава 14 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, дополнена статьями 14.31-14.33. Так, статья 14.31 за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке хозяйствующим субъектом предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 20 000 рублей, а на юридических лиц — в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товаров, работ, услуг, на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера выручки. Статья 14.32 за антиконкурентные соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 17 000 до 20 000 рублей, либо дисквалификацию на срок до трех лет, а на юридических лиц — в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки от реализации товаров, работ, услуг. При этом необходимо отметить, что лицо, добровольно заявившее в антимонопольный орган о заключении им ограничивающих конкуренцию соглашений или участию в согласованных действиях и отказавшееся от участия в таких соглашениях и согласованных действиях, освобождается от административной ответственности.

Таким образом, в Российском антимонопольном законодательстве легализована практика "сделки с правосудием", уже давно применяемая в зарубежных странах в целях более успешной борьбы с картельными сговорами. Установление факта недобросовестной конкуренции, согласно статье 14.33, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 12 000 до 20 000 рублей, а на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей. Если будет выявлена недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет, а на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товаров, работ, услуг, на рынке которого совершено правонарушение, но не менее 100 000 рублей.

Кроме того, внесены значительные изменения в статью 19.5. В частности, абзац второй данной статьи дополнен частями 2.1-2.6, ужесточающими административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания антимонопольных органов. Статья 19.8 дополнена частями 3-5, усиливающими административную ответственность виновных лиц за непредставление в федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, а так же за представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения. О том, как ведется борьба с нарушителями антимонопольного законодательства в других странах, можно привести пример, когда Еврокомиссия (антимонопольный орган ЕС) в 2006 году выявила крупный картельный сговор, в котором продолжительное время участвовали 11 компаний Евросоюза и Японии.
Главную роль в этом картеле играл немецкий концерн "Сименс", который подвергся самому серьезному наказанию. Ему предписано выплатить 418 000 000 евро, "Мицубиси"— 118 000 000, "Тошиба" — 90 000 000, "Хитачи" — 52 000 000 евро. Понесли наказание и другие компании. Принятие нового антимонопольного законодательства вселяет оптимизм и надежду на то, что оно станет поворотным моментом на пути радикального противостояния натиску монополий и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках, что несомненно будет способствовать усилению конкурентоспособности Российских товаров и услуг не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

 

Rambler's Top100