Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Общие принципы аудита

Базовым нормативным актом в сфере аудиторской деятельности является Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Статья 1 данного закона определяет аудиторскую деятельность, аудит как предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Принципиальным является указание законодателя на предпринимательский характер аудиторской деятельности, соответственно, здесь следует учитывать предписания Гражданского Кодекса РФ в части определения признаков предпринимательства (статья 2 Гражданского Кодекса РФ), а именно: самостоятельность, рисковый характер, систематичность действий с целью получения прибыли.

Следует учитывать специфику предпринимательской деятельности в сфере аудита. Специфика эта проявляется в публичной значимости аудиторской деятельности. Аудитор высказывает профессиональное мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ — (пункт 3 статьи 1 Закона об аудите). Закон определяет, что под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. В свою очередь пользователями финансовой (бухгалтерской) отчетности могут быть любые заинтересованные лица: кредиторы, корпоративные участники, контрагенты субъекта предпринимательства, органы государственной и муниципальной власти и управления, суды.

Широкий круг потенциальных пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности субъектов предпринимательства, общественно значимые цели, преследуемые при обращении к этой отчетности (например, в целях контроля за правильностью уплаты налогов или в целях вынесения законного и обоснованного судебного акта), повышают значение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, соответственно, придает аудиторской деятельности общественно значимый характер. Изложенные соображения находят подтверждение и в актах легального толкования. Так, в частности, Конституционный Суд в постановлении от 1 апреля 2003 года № 4-П указал: "Хотя выбор аудиторской организации и оплата оказываемых ею услуг осуществляются на коммерческой основе в рамках гражданско-правового договора, т.е. опосредуются частно правовой формой, по своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц и государства, т.е. в общественном интересе. Отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер".

Деятельность аудиторов Закон относит к исключительной деятельности (пункт 3 ст. Закона об аудите). Это означает, что аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, что можно объяснить повышенными требованиями законодателя к профессионализму субъектов аудиторской деятельности. Профессионализм аудитора в свою очередь должен быть признан обществом, поэтому деятельность в сфере аудита может осуществлять лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Помимо требований, предъявляемых законодателем для занятия аудиторской деятельностью, закон обязывает аудиторов ежегодно повышать квалификацию, а именно проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом (статья 15 Закона).

Таким образом, представляется возможным признать, что аудиторская деятельность, будучи деятельностью предпринимательской, является одновременно составной частью структуры общественного контроля. Независимость аудита названа в Законе в числе качественных признаков аудиторской деятельности. Принцип независимости аудита поддерживается законодателем посредством установления запретов на проведение аудита как по признаку наличия трудовых взаимоотношений, так и по признаку отношений родства, а также иной аффелированности (статья 12 Закона). В самом общем виде можно сказать, что независимый характер аудита обеспечивается запретом на наличие ведомственных, корпоративных отношений между аудитором и аудируемым лицом, а также финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности.

Объектом аудита являются бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций и индивидуальных предпринимателей. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Соответственно объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности, эти же объекты бухгалтерского учета являются и объектами аудиторской проверки в целях проверки достоверности бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета, соответственно, задачей аудита является, в частности, установление достоверности данных синтетического и аналитического учета, а также их непротиворечивость.

При проведении аудита объектом аудиторской проверки является бухгалтерская отчетность, которая должна соответствовать определенным требованиям.

1. Проверка должна давать полное и достоверное представление об имущественном и финансовом положении проверяемого лица, а также о финансовых результатах его деятельности.

2. Должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

3. Она должна представлять собой единое целое, все части бухгалтерской отчетности должны быть взаимосвязаны. Аудитор подтверждает достоверность не только тех данных, которые отражены в бухгалтерском балансе й отчете о прибылях и убытках, но и тех, которые содержатся во всех формах, входящих в состав бухгалтерской отчетности (включая все приложения и пояснения).

4. Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснения к ним должны отражать последовательность бухгалтерского учета от одного отчетного периода к другому.

5. Проверка должна быть открытой для ознакомления пользователей — учредителей (участников), инвесторов, банков, кредиторов, покупателей, поставщиков и т.д.

Можно обозначить следующие признаки аудиторской деятельности:

1) аудит является предпринимательством, поскольку услуги оказываются на основании гражданско-правового возмездного договора;

2) цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ;

3) аудит осуществляется исключительно на профессиональной основе лицами, имеющими соответствующую подготовку и прошедшими аттестацию;

4) аудит является исключительной деятельностью и выполняется специальными субъектами;

5) аудит должен быть независим;

6) объектом аудита являются бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность.

Принципы аудита - поскольку аудиторская деятельность является предпринимательской, то к этой деятельности полностью применимы общие принципы предпринимательства, такие как свобода предпринимательской деятельности, свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности и т.д. Между тем законодатель закрепляет принципы, свойственные только аудиту, в этом смысле есть основания говорить о специальных принципах аудиторской деятельности. В качестве таковых законодатель называет принцип независимости, профессионализм, конфиденциальность, честность и объективность аудитора, профессиональное поведение аудитора. Характеристика названных принципов раскрывается в пункте 3 федерального стандарта аудиторской деятельности № 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Между тем представляется возможным говорить о наличии еще одного принципа аудита, не нашедшего прямого отражения в вышеуказанном федеральном стандарте № 1. Речь идет о принципе государственного регулирования. В самом деле, взаимодействие между аудитором и проверяемым лицом может иметь место только тогда, когда между этими лицами заключен соответствующий договор возмездного оказания услуг. Однако содержание, а также динамика взаимодействия названных субъектов, объем полномочий аудитора устанавливается нормативными актами. Кроме того, качество аудиторских услуг должно отвечать установленным требованиям. И это объяснимо, ведь в противном случае может оказаться под угрозой главная, общественно значимая, цель аудита — получение профессионального мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц.

 

Rambler's Top100