Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Роль Центрального банка в регулировании банковской деятельности

Банковская деятельность, являясь важнейшим звеном финансово-экономической деятельности государства, нуждается в определенном управлении. Среди правоотношений, связанных с функционированием банковской системы, большое место занимают правоотношения публично-правового характера. В этой связи управление банковской системой должно осуществляться при непосредственном участии государства в лице специальных органов. Как отмечается в современной литературе, для банковского права характерны публично-правовой и частно-правовой методы регулирования. При этом "под методами банковского права следует понимать совокупность юридических приемов, способов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет банковского права".

Некоторые авторы, анализируя вопрос о методах правового регулирования современной банковской системы, приходят к выводу о том, что наряду с гражданско-правовым и публично-правовым методами правомерно говорить о комплексном методе банковского права. К числу характерных черт комплексного метода они относят применение преимущественно способов косвенного (экономического) воздействия на участников правоотношении, а также сочетание регулирования соответствующих общественных отношений путем издания нормативно-правового акта и заключения договора, имеющего гражданско-правовой характер.

В некоторых исследованиях прослеживается иной подход к методам правового регулирования банковской деятельности, в частности, выделяются координационный и субординационный материально-правовые методы. В случае субординационного метода регулирования можно говорить о преобладании таких аспектов, как неравный статус участвующих в правоотношениях субъектов, подчиненность одних субъектов другим, наличие организационно-распорядительных функций одного субъекта по отношению к другому, большое число предписаний императивного характера. Напротив, координационный метод предполагает отсутствие отношений прямой подчиненности, преобладание предписаний диспозитивного характера и т.д.

Выделяя в рамках единого метода правового регулирования диапозитивный и императивный методы, необходимо учитывать, что преобладание одного из них зависит от преобладания одного из основных способов правового регулирования: связывания, дозволения или запрета. Некоторые исследователи признают целесообразным выделять наряду с государственным регулированием и прямое государственное управление. Под государственным управлением понимается целенаправленное воздействие государства через систему его органов и должностных лиц на общественные процессы. Для метода прямого государственного управления характерно непосредственное вмешательство соответствующих государственных органов и должностных лиц в сферу регулируемых отношений.

Известны две модели взаимодействия центральных банков с органами государственной власти: в первом случае центральный банк подчиняется министерству финансов и на практике проводит финансовую политику правительства; во втором случае центральный банк сохраняет независимость от правительства и проводит более самостоятельную финансовую политику. ЦБ РФ, как известно, является, в соответствии с законодательством, независимым от других органов государственной власти и подотчетен Государственной Думе РФ. Банковская система РФ является двух уровневой. При этом верхний уровень представляет Банк России, а нижний уровень представлен коммерческими банками и иными кредитными организациями. Верхний уровень, занимаемый ЦБ РФ, предполагает его особый правовой статус, наличие определенных отношений подчиненности по отношению к нему прочих кредитных организаций.

Важное значение для характеристики правового статуса Банка России имеют его задачи.

Основными задачами ЦБ РФ являются:

1) развитие и укрепление банковской системы РФ;

2) защита и обеспечение устойчивости рубля;

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России (статья 3 Закона о Центральном банке). Правовой статус ЦБ РФ отвечает в целом второй модели. Банк России является юридическим лицом, его уставный капитал и другое имущество считаются федеральной собственностью. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства.

По смыслу Конституции РФ, Банк России является государственным органом, вместе с тем его нет в исчерпывающем перечне органов государственной власти РФ. Особенности правового статуса Банка России во многом определяются необходимостью осуществлять управление банковской и денежно-кредитной системами с помощью гражданско-правовых методов. Вместе с тем организационно-правовая форма ЦБ в действующем законодательстве должным образом не определена. Это затрудняет взаимоотношения банка с органами государственной власти, другими юридическими лицами.

Функции Банка России отличаются от функций обычных коммерческих банков. Это отличие обусловлено той особой ролью, которую призван играть Центральный банк в банковской системе и в экономике страны в целом.

Банк России имеет следующие функции, определенные действующим законодательством:

- функция банковского регулирования;

- функция банковского надзора и контроля;

- функция осуществления эмиссии наличных денег и организации их обращения;

- функция взаимодействия с федеральными органами государственной власти и управления;

- международно-правовая функция;

- аналитическая, научная и прогностическая функция;

- функция банковского обслуживания;

- иные функции.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам. Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России"), за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств. Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации почтовой или иной связью. Важное значение имеет положение о том, что проекты федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение Банка России.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

- процентные ставки по операциям Банка России;

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование банков;

- валютное регулирование;

- установление ориентиров роста денежной массы;

- прямые количественные ограничения.

В соответствии с законодательством РФ, основным органом банковского регулирования, надзора и контроля является Центральный банк, который наделен соответствующими полномочиями.

Для обозначения регулирующих функций Центрального банка в РФ используется термин "пруденциальное регулирование".

Пруденциальное регулирование — это система норм государственно-властного характера, имеющая целью обеспечение стабильного и надежного функционирования банковской системы в целом, а также защиту интересов вкладчиков с помощью государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности, установление экономических нормативов функционирования банков и осуществления банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия (санкций) от имени государства.

Объем полномочий Банка России в области банковского регулирования и надзора установлен главой 10 Закона о ЦБ РФ. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора.

В рамках банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила:

- проведения банковских операций;

- бухгалтерского учета и отчетности;

- организации внутреннего контроля;

- составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Для осуществления своих функций ЦБ РФ в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по представленной информации.

Для целей обеспечения безналичных расчетов ЦБ РФ осуществляет межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения. Кроме того, ЦБ РФ является органом координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ.

ЦБ РФ устанавливает (статья 80 Закона о ЦБ РФ):

- правила осуществления безналичных расчетов;

- формы безналичных расчетов;

- сроки безналичных расчетов;

- стандарты безналичных расчетов.

Структура ЦБ РФ — это единая централизованная система подразделений главного банка страны с вертикальной структурой управления, состоящая из определенной совокупности взаимосвязанных элементов, обусловленных целями, задачами и компетенцией ЦБ РФ.

Органами управления ЦБ РФ являются:

- Национальный банковский совет;

- Председатель ЦБ РФ;

- Совет директоров ЦБ РФ.

Национальный банковский совет — коллегиальный орган управления ЦБ РФ численностью 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации (из числа членов Совета Федерация), трое — Государственной Думой РФ (из числа депутатов Государственной Думы РФ), трое — Президентом РФ, трое — Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель ЦБ РФ.

Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя ЦБ РФ, не работают в ЦБ РФ на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Председатель ЦБ РФ назначается на должность Государственной Думой РФ сроком на четыре года большинством голосов общего числа депутатов по представлению Президента РФ (статья 14 Закона о ЦБ РФ).

Главный коллегиальный орган непосредственного управления ЦБ РФ — Совет директоров. В него входят Председатель ЦБ РФ и 12 членов Совета директоров, работающих на постоянной основе.

Члены Совета директоров назначаются на должность Государственной Думой РФ сроком на четыре года по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ.

 

Rambler's Top100