Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Назначение валютного регулирования и валютного контроля

Нормы валютного регулирования — это правила поведения органов валютного регулирования, которые определяют порядок открытия и ведения валютных счетов для расчетов по внешнеэкономическим операциям и контрактам, устанавливают механизм осуществления платежей с иностранными партнерами, регламентируют порядок открытия резидентами счетов в зарубежных банках, регулируют процедуру открытия не резидентами рублевых счетов в уполномоченных банках РФ, устанавливают меры по защите валюты РФ, определяют право собственности на валютные ценности, характеризуют внутренний валютный рынок РФ, регулируют порядок осуществления валютных операций резидентов в РФ.

В наиболее общем плане валютное регулирование заключается в установлении правил осуществления любых операций с не резидентами и сделок в иностранной валюте между резидентами с целью создания необходимых условий для облегчения проведения денежно-кредитной политики и политики в отношении валютного курса. Практически все государства ведут учет операций с иностранными субъектами, собирают статистическую информацию с целью предотвратить незаконный вывоз иностранной валюты за рубеж. Валютное регулирование представляет собой деятельность государства, направленную на поддержание валютного курса национальной валюты, выравнивание платежных балансов, регламентирование международных расчетов, порядка совершения сделок с валютными ценностями.

Валютное регулирование, являющееся направлением валютной политики государств, представляет собой комплекс мер (законодательных, административных, экономических и организационных), применяемых для упорядочивания валютных отношений и преследующих цель установления порядка проведения операций с валютными ценностями и включения страны в мировой рынок. Валютное регулирование включает широкий спектр мер, которые должны осуществляться достаточно гибко и обеспечивать достижение поставленных целей; это — совокупность различных запретительных, ограничительных и разрешительных мер, направленных на то, чтобы установить эффективный контроль государственных органов за денежным обращением, уровнем ликвидности банковской системы, размером используемых процентных ставок.

Цели и задачи валютного регулирования реализуются путем применения мер валютных ограничений и валютного контроля. В настоящее время практически во всех развитых странах валютные ограничения отменены. Последние используются в мировой практике с целью уравновешивания платежных балансов и концентрации валютных ресурсов в руках государства, осуществлению ими платежей, соблюдению порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, репотриации прибыли. Валютные ограничения — это определенные меры по регулированию валютных операций резидентов и не резидентов страны. Установление валютных ограничений, т.е. запретительных или ограничительных мер, вводимых органами государственной власти в сфере платежно-расчетных отношений, вызывает необходимость разрешения практически важного вопроса об их влиянии на выполнение денежных обязательств по внешнеэкономическим контрактам.

К валютным ограничениям относятся: обязательная продажа государству части валютной выручки, регулирование переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибыли, ограничение прав физических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой. Необходимость введения тех или иных валютных ограничений связана с особой ситуацией в стране и положением дел на валютном рынке. Методы валютного регулирования зависят от той валютной политики, которую проводит государство, и могут изменяться в зависимости от состояния счетов текущих операций, состояния платежного баланса страны; объемов исполнения международных обязательств; размеров официальных валютных резервов и т.д.

Одним из объектов валютного регулирования является валютный курс государства, значение которого в развитии экспортно-импортных операций отечественных предпринимателей с зарубежными партнерами достаточно велико, так как валютный курс выполняет важные функции в сфере внешней торговли. В настоящее время проводимая Правительством РФ политика финансовой стабилизации в области валютного регулирования заключается в стабилизации валютного курса и укреплении позиций рубля за счет накопления валютных резервов.

Субъектами валютного регулирования являются:

1) резиденты (юридические и/или физические лица);

2) не резиденты (юридические и/или физические лица);

3) эмиссионные (центральные) банки;

4) правительства (исполнительные органы) — по вопросам возможности и объемам кредитования иностранными государствами или Центральным банком;

5) девизные (уполномоченные) банки;

6) экспортеры и импортеры;

7) инвесторы (резиденты и/или не резиденты).

Объектами валютного регулирования являются:

1) покупка-продажа иностранных валют на внутреннем рынке страны;

2) расчеты между резидентами и не резидентами в национальной валюте;

3) расчеты между резидентами и не резидентами в иностранной валюте;

4) трансфертные перемещения реальных или финансовых ресурсов;

5) сроки расчетов по текущим валютным операциям;

6) обязанность и размеры продажи экспортной выручки в иностранной валюте на внутреннем рынке;

7) размер ввоза и вывоза банкнот и монет валют;

8) количество и виды перемещаемых через границу товаров;

9) размер импортных и/или экспортных пошлин;

10) размещение активов в иностранных государствах резидентами и на территории страны не резидентами;

11) размер денежной массы национальной валюты (операции на открытом рынке, валютные интервенции, займы и кредиты ЦБ РФ;

12) обменный курс валют.

Коренные преобразования в валютной политике страны были произведены с принятием Закона РФ от 9 октября 1992 года № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", который в трех разделах определил шкалу приоритетов при определении объектов валютного регулирования в современных условиях, принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Этот закон повысил в тот период эффективность валютных операций и несколько приблизил российское законодательство по валютным отношениям к международному праву, в рамках которого разработаны международно-правовые нормы, возлагающие на государства обязательства по поддержанию стабильности валютных паритетов и валютных курсов. Создана модель организации валютных отношений на универсальном уровне, призванная стать международной валютной системой, юридически закрепленной в международных договорах.

Одна из важнейших целей данного Закона состояла в защите валюты РФ, которую в полной мере должен был осуществлять ЦБ РФ, обладающий значительными полномочиями и определяющий порядок приобретения и использования российской валюты иностранными фирмами (не резидентами). Другая приоритетная задача была связана с обеспечением права собственности на валютные ценности; собственниками валюты на территории РФ были признаны и резиденты, и не резиденты. Государство же устанавливало виды обязательных платежей в бюджет в иностранной валюте. По истечении времени Закон 1992 года перестал соответствовать курсу РФ на либерализацию валютного регулирования, поэтому возникла реальная потребность в разработке нового закона. 10 декабря 2003 года принят новый Закон "О валютном регулировании и валютном контроле", вступивший в силу в июне 2003 года за исключением нескольких положений. Этот Закон внес существенные изменения в правовой механизм валютного регулирования и валютного контроля по сравнению с теми, которые предусматривались старым законом.

В новом Законе 2003 года изменены и уточнены некоторые основополагающие понятия старого закона и введен ряд новых определений. По сравнению с ранее действовавшим законом, из понятия валютных ценностей исключаются драгоценные металлы и природные драгоценные камни. К внешним ценным бумагам отнесены те ценные бумаги, которые не являются внутренними и ценными бумагами. Приведен следующий перечень валютных операций: приобретение и отчуждение валютных ценностей, а также их использование в качестве средства платежа во взаимоотношениях между резидентами; приобретение и отчуждение валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также их использование в качестве средства платежа во взаимоотношениях резидентов с не резидентами; перемещение через таможенную границу РФ или перевод валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг со счета в РФ на счет того же лица за пределами РФ и обратно; перевод не резидентами валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета на счет в пределах территории РФ.

В новом Законе отменен лицензионный порядок совершения валютных операций, он не разделяет валютные операции на текущие и капитальные, как это было предусмотрено в старом законе. В ряде случаев упоминаются лишь валютные операции, связанные с движением капитала, в связи с возможностью установления некоторых ограничений на проведение подобных операций. Понятие резидентов и не резидентов в новом Законе дается так же развернуто, как и в старом, однако есть некоторые уточнения, например, в новом Законе прямо указано, что права и обязанности не резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, валютой РФ и внутренними ценными бумагами в РФ регулируются несколько по-иному. В отличие от закона 1992 года новый закон 2003 года не предусматривает получение разрешений на проведение операций, связанных с движением капитала. Более того, новый Закон вводит прямой запрет на установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и не резидентами индивидуальных разрешений на совершение валютных операций.

Если в Законе не предусмотрено право органа валютного регулирования устанавливать конкретные ограничения (например, требование об использовании специального счета), валютные операции осуществляются свободно, счета для учета валютных операций открываются и операции по счетам проводятся без всяких ограничений. Более того, впервые законодательно закрепляется перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений между резидентами и уполномоченными банками. Этот перечень не является закрытым и может дополняться Банком России. На смену, ранее представлявшимся лицензиям введен иной правовой механизм, заключающийся в осуществлении "валютных операций движения капитала" (термин, пришедший на смену "валютным операциям, связанным с движением капитала") через специальные счета. Лица, совершающие валютные операции движения капитала, должны открывать специальные счета в уполномоченном банке и проводить эти операции через него.

Типы специальных счетов, открываемых для проведения валютных операций и соответствующие им перечни допускаемых режимов этих счетов установлены Инструкцией ЦБ РФ от 7 июня 2004 года № 116-И "О видах специальных счетов резидентов и не резидентов". Введение специальных счетов сместило центр тяжести правового регулирования валютных операций с резидентов на не резидентов: если при разрешительном порядке осуществления валютных операций движения капитала обязанность по получению лицензий возлагалась на российское лицо-реципиента по валютным операциям, то требование об открытии специальных счетов при осуществлении валютных операций, опосредующих прямые иностранные инвестиции, напротив, применяется к иностранному лицу-донору. Согласно пункту 4.1 главы 4 указанной Инструкции вводятся пять специальных счетов в валюте РФ, предназначенных для осуществления не резидентами валютных операций на российской территории.

Кроме того, в новом Законе закреплено право резидентов открывать в уведомительном порядке без ограничений счета в банках на территории стран членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и членов группы разработки финансовых средств борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Новый Закон уделяет больше внимания регулированию операций с ценными бумагами, чем старый. В частности, предусматривается, что расчеты между резидентами и не резидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, а по внешним ценным бумагам — также и в иностранной валюте (если иное не установлено ЦБ РФ). Допускаются валютные операции между резидентами с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, осуществляемые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на них в депозитариях, а также операции юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях и осуществления расчетов в валюте РФ.

В Законе прямо указано, что не резиденты должны осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом антимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг. При этом порядок этих операций будет дополнительно определяться ЦБ РФ и может предусматривать использование специального счета.

 

Rambler's Top100