Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

secure-hosting-160x600

Понятие, функции и виды цен

Предпринимательская деятельность определяется в Гражданском Кодексе РФ как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном Законом порядке. Предпринимательство может быть индивидуальным и коллективным, осуществляемым физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами. Неотъемлемым признаком этой деятельности является направленность на систематическое, т.е. постоянное получение прибыли. Получение прибыли является целью любой предпринимательской деятельности и в случае успешного осуществления такой деятельности ее результатом.

В связи с этим реализация товаров, выполнение работ или оказание услуг, составляющие предмет предпринимательской деятельности, должны иметь возмездный характер. Возмездность выражается путем согласования в договоре условия о цене. Именно цена, по смыслу Гражданского Кодекса РФ (пункт 1 статьи 424), является средством выражения оплаты за исполнение договора. Однако в соответствии с нормами части 2 Гражданского Кодекса РФ, регулирующими отдельные виды гражданско-правовых договоров и имеющими специальный характер, цена представляет собой выражение оплаты товара только по договорам купли-продажи (пункт 1 статьи 454, статья 485, статья 555 Гражданского Кодекса РФ), мены (статья 568 Гражданского Кодекса РФ) и ренты (статья 585 Гражданского Кодекса РФ).

В других возмездных договорах условие о цене отсутствует и имеется иное выражение оплаты. В договорах аренды и найма жилого помещения — это условие о размере арендной платы (статья 614 Гражданского Кодекса РФ) и платы за наем, в подрядных и подрядоподобных договорах цена работы складывается из вознаграждения и издержек подрядчика (статьи 709, 735, 746 Гражданского Кодекса РФ), оплата услуг в договорах возмездного оказания услуг, как правило, выражается в вознаграждении исполнителя (пункт 1 статьи 801 Гражданского Кодекса РФ). Некоторые специальные виды услуг характеризуются и специальными условиями об оплате (цене) услуги. Так, в договорах перевозки в качестве оплаты за перевозку законом предусмотрена провозная плата (статья 790 Гражданского Кодекса РФ), в договорах займа — получение заимодавцем процентов на сумму займа в качестве оплаты за предоставление денежных средств в заем.

В договоре банковского счета, кредитных договорах, кредитная организация (банк) получает оплату своих услуг в виде вознаграждения (статья 851 Гражданского Кодекса РФ) или процентов на сумму кредитных средств — ставки банковского процента. Ценой страховых услуг в договоре страхования является страховая премия (статьи 929, 934 Гражданского Кодекса РФ). Таким образом, анализ условий различных гражданско-правовых договоров позволяет сделать вывод, что цена это категория, имеющая узкое и широкое значения. В узком смысле цена, как эквивалент стоимости отчуждаемого имущества, является условием возмездности только договоров купли-продажи, мены и ренты. В широком смысле цена представляет собой общее условие возмездности любого договора (за исключением безвозмездного), средство оплаты товаров, работ, услуг и финансовых средств.

В таком широком значении понятие "цена" применимо в предпринимательских отношениях. В этом смысле вознаграждение, провозная плата, арендная плата, плата за наем, страховая премия, ставка банковского процента и т.п. есть разновидности цены. Кроме того, к однопорядковым явлениям закон относит цены, тарифы, расценки, ставки и т.п. Все эти категории выражают стоимость товаров, работ и услуг. Различие между понятиями, выражающими стоимость благ, заключается в том, стоимость какого именно блага они выражают. Стоимость товара выражается, как правило, ценой, стоимость услуги — тарифом, например за перевозку, или ставками, по которым обычно устанавливается банковский процент по кредитам. Независимо от наименования средств выражения стоимости товаров, работ, услуг, все их можно объединить под общим понятием цены. Цена — это денежное выражение стоимости товара, работы, услуги и т.п. в единицах определенной валюты (национальной или международной) за определенную единицу товара, работы, услуги и т.п.

Принцип свободы договора (статья 421 Гражданского Кодекса РФ) и свободы предпринимательства (статья 34 Конституции РФ) определяет и свободу хозяйствующего субъекта в установлении цен на объекты своей деятельности. Определение цены по соглашению сторон является общим правилом. Исключения составляют случаи, предусмотренные законом, когда установление цены зависит не только от воли субъектов предпринимательской деятельности. Цены на отдельные виды товаров (работ, услуг и т.п.) могут регулироваться уполномоченными государственными или муниципальными органами власти. Это связано с тем, что цены не только влияют на прибыльность и рентабельность конкретного вида хозяйственной деятельности и результаты труда отдельного хозяйствующего субъекта, но и в целом на экономику страны.

От установленных субъектами предпринимательской деятельности цен зависят целесообразность производства товаров (работ, услуг), инвестиционная привлекательность предприятий, определение рынков сбыта продукции, доступность ее населению, формирование конкурентной среды, уровень инфляции и т.д. Для обеспечения баланса интересов между хозяйствующим субъектами, между хозяйствующими субъектами и потребителями, между государством и хозяйствующими субъектами, государство формирует ценовую политику и осуществляет государственное регулирование цен в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, ограничивая тем самым свободу ценообразования в интересах экономики страны.

Кроме того, цены представляют собой взаимосвязанные явления. Поэтому формирование цены осуществляется не исключительно по воле хозяйствующего субъекта, а под влиянием рынка уже имеющихся товаров (работ, услуг), спроса и предложения, полезности предлагаемых товаров (работ, услуг и т.п.), целесообразности их приобретения, качества и конкурентоспособности, величины затрат на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), действующей системы налогов и сборов. Таким образом, в предпринимательской деятельности цена — это сложная экономико-правовая категория, на которую помимо воли сторон влияют и другие факторы. Субъект хозяйствования для получения положительных результатов от своей деятельности должен облечь экономическое содержание цены в соответствующую правовую форму.

Цены выполняют различные функции, основными их которых являются следующие: измерительная, регулятивная и социальная. Измерительная функция цен заключается в том, что ценами измеряется стоимость товаров, работ, услуг, финансовых средств и т.д. Регулятивная функция цен определяется свойствами цен осуществлять регулирование деятельности как отдельных хозяйствующих субъектов, так и экономики в целом. Регулятивная функция цен выражается в механизме саморегулирования экономических процессов, когда на рынке товаров (работ, услуг) цены складываются свободно и равновесно. А также в проведении государственной ценовой политики, в которой цены выступают инструментом воздействия на отношения в определенных сферах хозяйствования. Социальная функция цен связана с регулятивной функцией. Состояние и изменение цен оказывает значительное влияние на уровень жизни населения, доступность товаров, работ, услуг, объемы их потребления.

В Конституции РФ закреплен принцип свободы предпринимательства, при этом не допускается в РФ экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2 статьи 34 Конституции РФ). Свобода предпринимательства выражается не только в свободном использовании своих потребностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной экономической деятельности, но и в гарантированных Конституцией РФ единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Свобода экономической деятельности предполагает свободный выбор сферы предпринимательской деятельности, самостоятельное определение направлений указанной деятельности, свободное ценообразование.

При этом государственная поддержка конкуренции и запрет на ее ограничение, установленные Конституцией РФ и Федеральным законом № 135-Ф3 от 26 июля 2006 года "О защите конкуренции" предполагают формирование на рынке товаров, работ, услуг и финансовых средств свободных рыночных цен. В то же самое время развитие конкуренции и свободных рыночных цен может быть ограничено государством в определенных сферах экономической деятельности. Это обусловлено тем, что РФ представляет собой социальное государство, обеспечивающее поддержку семье, материнству, отцовству, детству, инвалидам и пожилым гражданам. Таким образом, вмешательство государства в область свободного определения цен субъектами хозяйствования обусловлено выполняемыми государством социальными задачами.

В Российской Федерации выполняются четыре социально значимых национальных проекта в сфере агропромышленного комплекса, здравоохранения, жилья и образования. Осуществление указанных национальных проектов предусматривает участие государства в процессах ценообразования на продукцию и услуги в развиваемых областях экономической и социальной деятельности. Таким образом, государственное регулирование распространяется на товары (работы, услуги), имеющие важное публичное значение (топливо, энергия, общественный транспорт, связь, жилищно-коммунальные услуги, социально значимые потребительские товары, продукция сельского хозяйства и др.). Кроме того, в некоторых сферах экономической деятельности, относимых к естественным монополиям, участие государства является объективно необходимым, поскольку это обеспечивает доступность реализуемых монополистами товаров (услуг) для потребителей, баланс интересов монополистов и потребителей, формирование конкуренции.

Следует отметить, что и свободные, и регулируемые цены относятся к рыночным ценам, так как обе разновидности цен складываются на рынке товаров (работ, услуг). Даже естественная монополия, на товары (работы, услуги) которой законом установлен механизм государственного регулирования цен, представляет собой состояние товарного рынка (статья 3 Федерального закона "О естественных монополиях"). Кроме того, регулируемые цены определяются не исключительно посредством мер государственного ценового регулирования, но и под влиянием рыночных ценообразующих факторов, таких как спрос и предложение. Однако в предпринимательском праве принято рассматривать свободные цены как тождественные рыночным и противопоставляемые не свободным — регулируемым ценам. Это обусловлено процессами либерализации цен, затронувшими все сферы экономической деятельности в РФ, и кардинальным переходом экономики от жесткого государственного регулирования оборота товаров, работ, услуг и финансовых средств, в том числе посредством административного регулирования цен, к свободным (рыночным) механизмам хозяйствования.

В соответствии с постановлением Федеральной службы государственной статистики от 30 декабря 2005 года № 110 "Об утверждении "Методологических положений по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен" свободная (рыночная) цена понимается как цена, формируемая в условиях либерализации цен под влиянием спроса и предложения на товар в условиях конкурентного рынка. В Налоговом Кодексе РФ дается определение рыночной цены товара (работы, услуги) как цены, сложившейся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (часть 4 статьи 40). В Налоговом Кодексе РФ понятие рыночной цены используется в целях осуществления налогового контроля цен по некоторым сделкам, совершенным в отступление от сложившегося уровня рыночных цен. Категория рыночной цены, используемой в налоговом законодательстве, представляет собой объективно существующее экономическое явление.

Данное явление служит ориентиром для налоговых органов при сопоставлении с ним ценовых условий конкретной сделки в целях осуществления налогового контроля. Рыночные цены бывают нескольких видов: конкурентная цена, равновесная цена, монопольная цена (монопольно низкая, монопольно высокая). Данные виды цен отражают особенности влияния рыночных факторов на ценообразование. Конкурентная цена — это цена, по которой продается товар, оказывается услуга в условиях конкуренции. Равновесная цена — это цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. При равновесной рыночной цене цены спроса и предложения равны, отсутствуют дефицит и избыток товаров и услуг, цена является стабильной, не имеет тенденции к росту или снижению. Так, целью развития оптового рынка электроэнергии является формирование равновесных цен.

Конкурентная, в том числе равновесная цена, иллюстрирует те рыночные факторы, под влиянием которых цены формируются как свободные рыночные цены. Отличие свободных цен от регулируемых заключается в том, что субъекты хозяйствования согласовывают цены сделок в результате своего свободного волеизъявления под влиянием исключительно или преимущественно рыночных ценообразующих факторов (спрос, предложение, конкурентная среда и т.д.). Отклонением от свободной рыночной цены при отсутствии государственного регулирования является монопольная цена, установление которой представляет собой проявление монополистической деятельности на рынке, то есть нарушение конкуренции. Монопольная цена может быть двух видов: монопольно высокая и монопольно низкая. Хотя изначально монопольная цена может свободно согласовываться хозяйствующими на рынке субъектами — свободно устанавливаться доминирующим субъектом и свободно приниматься всеми остальными.

В последующем подобный баланс нарушается и цены начинает диктовать доминирующий субъект, вынуждая иных производителей (продавцов) либо снижать свои цены до уровня монопольно низкой цены с убытком для себя, либо терять покупателей своей продукции, либо в итоге прекращать хозяйственную деятельность из-за ее нерентабельности. В случае с монопольно высокой ценой покупатели будут вынуждены приобретать товар по невыгодной для себя цене в связи с отсутствием конкуренции на рынке. Монопольная цена препятствует формированию свободных рыночных цен и не является разновидностью свободной цены, поэтому запрещена Федеральным законом "О защите конкуренции". Регулируемые цены в отличие от свободных (рыночных), это цены, в отношении которых законодательством установлены механизмы государственного регулирования. В регулируемой цене сочетается влияние рыночных ценообразующих факторов и мер государственного регулирования.

Примером регулируемых цен являются цены (тарифы) на услуги по транспортировке газа, нефти и нефтепродуктов, тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, цены (надбавки) на лекарственные средства и др. Регулируемые цены подразделяются на различные виды в зависимости от избранного государством механизма (метода) регулирования. Выделяют жестко регулируемые цены — фиксированные и косвенно регулируемые. По отраслям хозяйственной (экономической) деятельности различают цены, применяемые в торговле (оптовые цены производителя, отпускные оптовые цены, розничные (потребительские) цены, тарифы на энергию, надбавки, наценки); в сельском хозяйстве (цены закупки, или закупочные цены); в сфере услуг (тарифы, тарифные планы, ставки, провозная плата, сборы, расценки); в сфере выполнения работ (простые, сметные и прейскурантные цены).

Торговля является наиболее распространенной областью предпринимательской деятельности. Применяемые в торговле цены различаются в зависимости от наличия непосредственных или опосредованных связей между производителями продукции и ее потребителями. Оптовые цены формируются в сфере обращения товаров в границах единого экономического пространства РФ с участием крупных производителей и крупных покупателей. При этом на оптовом рынке продукция реализуется в больших объемах. Развивается оптовый рынок товаров благодаря разветвленной сети потребления, в которой участвуют посреднические оптовые организации или снабженческо-сбытовые организации и товарные биржи. Однако оптовый рынок может существовать и при отсутствии посредников, когда поставщики (производители) устанавливают прямые хозяйственные связи с потребителями продукции.

С учетом этого выделяют оптовые цены производителя и оптовые отпускные цены. Оптовая цена производителя — это цена, определяемая организацией — производителем продукции из расчета затрат производства и прибыли производителя без дополнительных надбавок и наценок. Оптовая цена (отпускная) — это цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателям с целью его последующей перепродажи или профессионального использования (например, для переработки). По оптовым (отпускным) ценам торговлю осуществляют в основном посреднические и снабженческо-сбытовые организации. В состав оптовой (отпускной) цены включается оптовая цена производителя, снабженческо-сбытовая надбавка (или наценка) оптовой организации, прибыль оптовой (посреднической, снабженческо-сбытовой) организации, косвенные налоги.

Оптовый рынок непосредственно связан с розничным потребительским рынком, продукция которого используется в личных, семейных, бытовых целях. Розничный рынок — это сфера обращения товара вне оптового рынка с участием потребителей. В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" потребителем является гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Гражданский Кодекс РФ и Федеральный закон "Об электроэнергетике" определяют участников розничного рынка более широко, относя к покупателям, приобретающим товары в потребительских целях, также и юридических лиц. Впервые легальные определения оптового и розничного товарных рынков, состав их участников на примере отрасли электроэнергетики были даны в Федеральном законе "Об электроэнергетике".

Если на оптовом рынке товары продаются и покупаются субъектами, непосредственно осуществляющими предпринимательскую деятельность и для целей этой деятельности по оптовым ценам, на розничном рынке товары приобретаются для потребительских целей по ценам розничным. Розничная (потребительская) цена определяется как фактическая цена на товар, реализуемый в свободной продаже в организациях торговли, в стационарных торговых заведениях и при передвижной торговле (киоски, палатки и т.д.), а также на рынках. Потребительская цена является конечной ценой потребления и включает в себя НДС, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги, а также затраты и прибыль организации товаропроводящей сети. Розничная (потребительская) цена — это цена, по которой продукция реализуется мелкими партиями индивидуальным потребителям. Обычно розничные цены выше оптовых, так как в них заложена еще и наценка, надбавка продавца.

За счет того, что розничная (потребительская) цена в большей степени зависит от субъективных предпочтений покупателей (от влияния спроса), она характеризуется возможностью для продавца устанавливать либо большую наценку, либо скидки на товар (сезонные, маркетинговые и т.д.). Особое значение для экономики имеет такая сфера хозяйственной и предпринимательской деятельности, как сельское хозяйство. В ней также присутствуют оптовые и розничные цены торговли. Однако имеются и специальные виды цен, характерные только для сельского хозяйства, это закупочные цены. Цены закупки (закупочные цены) представляют собой цены, которые устанавливаются товаропроизводителями на выращенную (произведенную) ими сельскохозяйственную продукцию. Продажа продукции сельского хозяйства по закупочным ценам осуществляется по договорам контрактации.

По закупочным ценам продукция сельского хозяйства закупается у сельхозпроизводителей для государственных нужд, а также приобретается в специальные фонды посредством государственных закупочных интервенций при неблагоприятном для сельхозтоваропроизводителей снижении цен на произведенную ими сельскохозяйственную продукцию. Дальнейшее обращение сельскохозяйственной продукции на оптовом и розничных рынках после ее реализации сельхозтоваропроизводителями происходит по оптовым (отпускным) розничным (потребительским) ценам. Рынок услуг характеризуется установлением на услуги такой разновидности цен, как тарифы (тарифы на услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные услуги), тарифные планы, провозная плата, сборы. Несмотря на то, что тарифы выражают, прежде всего, стоимость услуг, в некоторых сферах хозяйственной деятельности с помощью тарифов определяется стоимость товаров.

Это характерно для рынков электро- и тепло энергии, а также жилищно-коммунальной сферы. В соответствии с постановлением Правительства от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ" тарифы — это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги (передача энергии, оперативно-диспетчерское управление). Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" также устанавливает систему тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

И хотя Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, как и Жилищный Кодекс РФ, определяют товары (энергию) и услуги по их передаче (предоставлению) единым термином — жилищно-коммунальные услуги (статья 157 Жилищного Кодекса РФ), объединенные понятия не являются тождественными. Цены (тарифы) на различные виды энергии, а также тарифы на услуги по их передаче (транспортировке) — это самостоятельные ценовые категории. При предоставлении потребителям жилищно-коммунальных услуг цена товара и цена услуги по его передаче объединяются. Единственный вид энергии, стоимость которого не определятся тарифом, это газ. В соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ" стоимость газа выражается ценой на него, стоимость услуги по транспортировке газа — тарифом. Таким образом, термин тариф, по общему правилу, должен определять стоимость услуги.

Тарифы на услуги — это ставки, по которым организации сферы услуг реализуют их заказчикам (потребителям). Различают тарифы на услуги населению и тарифы производственного характера. Первые аналогичны розничным (потребительским) ценам в торговле, вторые можно сравнить с оптовыми ценами. Однако в сфере услуг в отличие от торговли, нет четкого разграничения оптовых и розничных тарифов, за исключением отдельных отраслей хозяйствования. Так, в электроэнергетике тарифы на различные услуги в этой области разделены для оптового и розничного рынков электроэнергетики. К услугам оптового рынка относятся услуги по оперативно — диспетчерскому управлению в электроэнергетике, по передаче электрической энергии, услуги администратора торговой системы оптового рынка (статьи 32, 34 Федерального закона "Об электроэнергетике"). Все эти услуги оказываются поставщикам и покупателям электроэнергии, действующим на оптовом рынке за плату по тарифам в рамках договоров оказания соответствующих услуг.

Это тарифы оптового рынка или тарифы на услуги производственного характера. Электроэнергия, как товар, также нуждается в передаче ее потребителям и на розничном рынке. Поставщиками энергии на розничном рынке могут быть обычные и гарантирующие поставщики (пункт 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике"). В случае осуществления поставки электроэнергии обычным поставщиком, последний может заключить с потребителем смешанный договор (содержащий элементы купли-продажи и возмездного оказания услуг). В этом случае тариф за услуги по передаче энергии потребителю будет включен в тариф за энергию. Либо поставщик может заключить отдельно с потребителем договор купли-продажи энергии, в котором будет установлена цена за товар, и отдельно договор оказания услуг по передаче этой энергии потребителю с сетевой организацией (исполнителем) от имени потребителя или от своего имени, но в интересах потребителя.

В этом случае будет установлена отдельно цена на товар и тариф на услугу по передаче энергии на розничном рынке. Этот тариф будет являться потребительским. Если поставка энергии осуществляется на розничном рынке гарантирующим поставщиком, то все обязанности по обеспечению потребителя энергией, в том числе по заключению договора оказания услуг по передаче энергии возлагаются на гарантирующего поставщика. Для потребителя устанавливается лишь цена (тариф) на энергию, без выделения в ней тарифа на услугу (пункт 2 статьи 37 Закона). Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 года № 526 "О реформировании электроэнергетики РФ" розничная цена на розничном рынке электроэнергии должна определяться как сумма оптовой цены электроэнергии, затрат по оплате услуг за передачу, распределение электроэнергии и регулируемой сбытовой надбавки.

Анализ нормативных актов, регулирующих ценообразование в области электроэнергетики, позволяет выделять тарифы на услуги оптового рынка и тарифы на услуги розничного рынка электроэнергии. Однако в результате полного реформирования рассматриваемого сектора хозяйственной деятельности тарифы на услуги розничного рынка электроэнергии окажутся сегментом тарифов (цен) на электроэнергию. Можно выявить тарифы на услуги производственного и потребительского характера (оптовые и розничные) в сфере ЖКХ. Так, в Федеральном законе "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" № 210-ФЗ установлены тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и цены (тарифы) для потребителей. Аналог оптовых и розничных тарифов можно обнаружить в сфере транспортных услуг. Тарифы на грузовые перевозки относят к оптовым тарифам, тарифы на пассажирские перевозки — к розничным.

Тарифный план — это форма выражения стоимости услуг связи, используемая наряду с тарифами. Если тариф — это одно ценовое условие, то тарифный план — это совокупность ценовых условий, на которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими услугами связи. Тариф — это простая цена, тарифный план — дифференцированная, что в большей степени подходит для определения оплаты услуг связи, которые предоставляются как комплект услуг либо основная услуга и сопутствующие ей. Провозная плата это вид цены за услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа. Плата за перевозку может быть установлена также тарифами, например при перевозке грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования. Цена услуг по перевозке морским транспортом определяется как фрахт.

Провозная плата, фрахт — это выражения стоимости только услуг по перевозке, в то время как тариф — это более широкое понятие, которое может обозначать ценовое условие различных видов услуг, и даже товаров. В сфере транспортных обязательств тариф выражает также стоимость услуг по использованию инфраструктуры РЖД, предусмотрены тарифы на погрузочно-разгрузочные работы в портах и на причалах общего пользования, находящихся на внутренних водных путях РФ. Сборы — это вид цены, обозначающий стоимость дополнительных услуг, сопровождающих транспортные отношения. Согласно Уставу железнодорожного транспорта сбор понимается как не включенная в тариф ставка оплаты дополнительных операций или работы.  Прейскурантом предусмотрен сбор за объявление ценности груза при перевозке. КТМ предусмотрены портовые и лоцманские сборы.

Разновидности цен, определяющие стоимость услуг, характеризуют специфику услуг в различных областях предпринимательской деятельности. Цены на услуги различаются также в зависимости от системы их расчета. Выделяют цену за единицу услуги (универсальные услуги связи, услуги местной, внутри зоновой, междугородней и международной связи, услуги кинотеатров, театров); составную цену, которая складывается из суммы нескольких платежей (плата за жилое помещение — статья 154 Жилищного Кодекса РФ, оказание смешанных услуг (стоматология)); абонементная цена, обеспечивающая возможность пользования услугой в течение определенного периода времени без ограничений (проездной, услуги спортивных клубов); комплексная цена, включающая оплату целого комплекса самостоятельных услуг, дополняющих друг друга (расчетно-кассовое обслуживание, информационные услуги систем ГАРАНТ, Консультант плюс).

В сфере выполнения работ принятыми являются простые, сметные и прейскурантные цены. Простые цены представляют собой выражение стоимости работ подрядчика, включающее его вознаграждение и возмещение расходов, связанных с выполнением работы. Такая цена указывается в тексте договора, как одно из его условий. Сметная цена — это цена, чаще всего определяемая в области строительства в соответствии со сметными нормами и правилами и представляющая собой сумму денежных средств, необходимых для строительства предприятий, зданий и сооружений в соответствии с проектной документацией. Сметная цена указывается в специально разработанном к договору документе — смете. В соответствии с нормами Гражданского Кодекса РФ (статья 709) смета представляет собой механизм согласования цены строительных работ, заключающийся в привязке их стоимости к проектной документации и определении стоимости всех расходов, связанных со строительством путем четкого их регламентирования.

Госстроем России был утвержден порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений. В соответствии с данным порядком определен механизм установления и правильного расчета сметной цены, таким образом, предусмотрена методика определения сметных цен. Прейскурантная цена — это цена, зафиксированная в прейскурантах с указанием конкретных видов работ, их спецификации. В отличие от сметной цены прейскурантная цена не привязана к определенной проектной документации и представляет собой разработанную субъектом хозяйствования и проверенную им в процессе своей деятельности цену на выполняемые работы. Прейскурантная цена может фиксироваться в прейскурантах и каталогах. Например, органами местного самоуправления, а также управляющими организациями в сфере ЖКХ разрабатываются и утверждаются прейскурантные цены на отдельные виды работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Следует отметить, что прейскурантные цены — это цены, характерные не только для строительных и ремонтных работ, такие цены часто применяются в торговле и сфере бытовых услуг. Примером прейскурантных цен являются каталоги готовой парфюмерной продукции, одежды известных торговых марок, автомобилей. Прейскурантные цены утверждены в области услуг железнодорожного транспорта. Прейскурантные цены имеют значение не только для стоимости товаров (работ, услуг), но и средства маркетинга, служат рекламным целям. Прейскурантная цена входит и в другую группу цен, выделяемую по способу получения информации об уровне цен. По данному критерию различают справочные (публикуемые) и расчетные цены. Справочные цены — это цены, сообщаемые в различных источниках информации (сборниках, журналах, фирменных каталогах, прейскурантах, сайтах Интернета и т.п.). Данные цены определяют фактический уровень цен уже заключенных сделок в той или иной области хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

Таким образом, это цены, выработанные практикой и являющиеся основой для определения цен заключаемых договоров (контрактов). Разновидностями справочных цен являются прейскурантные цены, биржевые котировки, цены на нефтяные и сырьевые, в том числе зерновые фьючерсы — котировки фьючерсных контрактов, цены каталогов. В области строительства издаются Сборники цен на проектные, изыскательские и строительные работы, рекомендуемые к применению Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Сведения об изменениях, вносимых в регулируемые тарифы, сборы и плату на железнодорожном транспорте общего пользования, связанные с перевозкой грузов, публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в печатном издании указанного органа. В постановлении Правительства от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ" к видам цен, применяемых в области энергетики, относятся официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные и биржевые цены на топливо и сырье.

Публикуется информация о тарифах и надбавках организаций коммунального комплекса. Публикуемыми в СМИ являются минимальные цены на сельскохозяйственную продукцию для проведения закупочных интервенций. К разновидности справочных цен относятся базисные цены, получившие распространение в международной торговле. Базисные цены внешнеэкономических контрактов содержатся в Сборнике Международных правил толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС в котором приведены базисные цены в зависимости от условий поставки. Это цены франко-завод (EXW ИНКОТЕРМС 2000), франко-перевозчик (FCA), фрахт/перевозка оплачены до (СРТ), фрахт/перевозка и страхование оплачены до (CIP), поставка до границы (DAF), франко-борт (FOB), франко вдоль борта судна (FAS) и др. Помимо справочных цен выделяют расчетные, которые получают путем калькуляции (расчета) в каждом конкретном случае, исходя из определенных факторов, обусловивших необходимость получения именно расчетной цены. Расчетные цены применяются в области энергетики и сельском хозяйстве. В сфере энергетики расчетная цена представляет собой индикативную цену на электрическую энергию.

Расчетные цены устанавливаются на продукцию сельского хозяйства в целях определения необходимости проведения государственных закупочных (товарных) интервенций. Расчетная цена в сельскохозяйственной сфере — это так же, как в электроэнергетике, ориентир для государственного регулирования цен. Расчетная цена выражает стоимость сельскохозяйственной продукции, ниже или выше которой цены перестают отвечать либо интересам сельхозтоваропроизводителей либо негативно сказываются на рынке в целом, влияют на рост цен социально значимых потребительских товаров — хлеб, мукомольная продукция. При снижении цен на сельскохозяйственную продукцию ниже минимальной расчетной цены проводятся государственные закупочные интервенции (продукция закупается в специальные фонды по выгодным для товаропроизводителя ценам, обеспечивающим ему покрытие производственных расходов и получение прибыли).

При повышении цен на аналогичную продукцию выше максимальных расчетных цен проводятся государственные товарные интервенции (продукция продается из специальных фондов по ценам, ниже сложившихся на рынке, увеличивается предложение зернопродукции и тем самым происходит общий спад цен до необходимого в целях регулирования уровня и предупреждается рост цен на потребительские товары). Расчетные цены используются для определенных целей в заданный период времени и в отношении отдельных видов товаров (работ, услуг). При этом расчетные цены могут устанавливаться не только в целях государственного регулирования, но и регулирования внутрихозяйственного. Так, в качестве расчетной цены выступает внутренняя цена на газ и услуги по транспортировке газа, установленная собственником системы газоснабжения для расчетов между организациями, входящими в состав системы газоснабжения (статья 21 Федерального закона "О газоснабжении в РФ"). Таким образом, расчетные цены — это вид цен, используемый в отдельных хозяйственных отношениях для установленных целей и определяемый посредством специальной методики.

Следующая группа цен классифицируется по способу установления хозяйствующим субъектом. Выделяют справочные, расчетные, договорные (контрактные) и нормативно-установленные цены. Справочные и расчетные цены не только определяют уровень цен и являются источником информации о них, но и характеризуют способ согласования цен хозяйствующими субъектами. Так, договоры купли-продажи, подряда, возмездного оказания услуг могут быть заключены на основании справочных цен или со ссылкой на них. Внутрихозяйственные расчеты в системе газоснабжения производятся по расчетным ценам и т.п. Одним из самых распространенных способов установления цен на товары (работы, услуги) является договорный способ. Договорная цена — это цена, согласованная сторонами при заключении договора и представляющая собой одно из его условий. В некоторых договорах цена является существенным условием, без согласования которого договор считается не заключенным — это договоры купли-продажи и аренды недвижимого имущества (статьи 555, 654 Гражданского Кодекса РФ).

В качестве договорных цен в хозяйственной практике распространение получили цены франко, заимствованные из международной торговой практики ИНКОТЕРМС (франко-склад Продавца (Покупателя), франко станция отправления (назначения)). Разновидностями договорных цен являются цены торгов и биржевые цены. Цены торгов устанавливаются как договорные после их определения в результате проведения торгов в форме аукциона (аукционная цена) и конкурса (конкурсная или тендерная цена). Цены торгов получают распространение в сфере поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Предусмотрено размещение государственных и муниципальных заказов как путем проведения конкурса, так и путем проведения аукциона.

Биржевые цены — это цены товаров, реализация которых осуществляется через биржи. Так, в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства в РФ" предусмотрена продажа закупленной сельскохозяйственной продукции посредством проведения государственных товарных интервенций в том числе на биржевых торгах. Аналогичными договорным являются контрактные цены — это цены, определяемые субъектами внешнеторговых хозяйственных отношений в сфере международной купли-продажи товаров (услуг, работ, финансовых средств), в отличие от договорных цен, которые являются ценами внутреннего рынка. Контрактные цены бывают двух видов цены импорта и цены экспорта. Понятие экспортной цены товара дано в статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" в отношении экспортера, являющегося иностранным хозяйствующим субъектом.

Экспортная цена определяется как цена, по которой товар импортируется (т.е. ввозится) на таможенную территорию РФ. Для хозяйствующего субъекта РФ, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность, экспортная цена — это цена вывозимого с таможенной территории РФ товара, а цена импорта — цена иностранного товара, ввозимого на таможенную территорию РФ. В международной торговой практике в качестве сложившихся ценовых условий выступают цены ИНКОТЕРМС. Контрактные цены, являются, как правило, свободными, однако в отношении импорта товаров Федеральным законом № 165-ФЗ установлены специальные защитные антидемпинговые и компенсационные меры в целях защиты внутреннего товарного рынка РФ, экономических интересов российских товаропроизводителей.

В случаях импорта в РФ товара по цене ниже нормальной стоимости такого товара (т.е. ниже цены аналогичного товара при обычном ходе торговли) Российское государство применяет к экспортеру (иностранному хозяйствующем субъекту) соответствующие антидемпинговые меры, предусмотренные законом, тем самым регулируя цены внешнеторговых сделок. Это связано с тем, что импортные товары, продаваемые в РФ по ценам ниже внутри российских рыночных цен, оказываются более привлекательными и доступными российским покупателям, чем товары собственного производства, в результате чего страдают интересы отечественных производителей и в целом национальные интересы РФ. Нормативно-установленные цены — это цены, которые установлены законодательством. Их отличие от договорных цен состоит в том, что для субъектов хозяйствования, на которых распространяет действие соответствующий нормативный акт, данные цены являются обязательными и не могут быть изменены договором.

В качестве примера нормативно-установленных цен могут быть приведены цены за жилищные услуги, утверждаемые органами местного самоуправления в соответствии со статьей 156 Жилищного Кодекса РФ. Следующая классификация цен определяется степенью устойчивости во времени. Как правило, данные виды цен относятся к договорным. В указанной группе выделяют твердые, подвижные (приблизительные) цены и цены с последующей фиксацией. Твердые цены — это цены, согласованные сторонами при заключении договора без возможности их изменения в процессе его действия. Примером твердой цены является твердая сметная цена подрядных работ в договоре подряда (статья 709 Гражданского Кодекса РФ). Подвижные (приблизительные) цены в отличие от твердых — это цены, согласованные сторонами при заключении договора с возможностью их изменения в процессе исполнения договора. Примером подвижной цены является приблизительная сметная цена в договоре подряда (статья 709 Гражданского Кодекса РФ).

Изменение цены обусловлено изменением рыночных ценообразующих факторов (изменение рыночной ситуации, инфляция, удорожание материалов и т.д.), мерами административного характера и т.д. К подвижной цене относится размер арендной платы, механизм изменения которого закрепляется в договоре аренды (изменение коэффициентов, индексация ставок, изменение базовой части платы и т.п.). Однако следует учитывать, что в Гражданском Кодексе РФ установлено ограничение частоты подобных изменений. Размер арендной платы не может изменяться чаще, чем один раз в год (статья 614 Гражданского Кодекса РФ). Цены с последующей фиксацией — это цены на товар (работу, услугу), которые невозможно или затруднительно определить при заключении сделки. В договоре согласовывается механизм определения цены, т.е. принципы и условия ее фиксации через некоторое время после заключения договора. Часто цены с последующей фиксацией устанавливаются на товары, которые появятся в будущем и которые отсутствуют на момент заключения договора, например сельскохозяйственная продукция.

Договоры контрактации обычно заключаются, когда продукция еще не выращена (не произведена) и определить ее точную стоимость при заключении договора затруднительно. В договоре стороны могут закрепить условие фиксации цены на момент передачи уже готовой выращенной продукции по средним рыночным ценам, сложившимся в регионе поставки — это и будет разновидность цены с последующей фиксацией. Следующая группа цен отражает динамику различных видов цен, складывающихся на рынке товаров, работ, услуг, и служит средством ценового мониторинга и анализа ценовой ситуации. Следует выделить базовые и прогнозные цены, текущие, средние, сопоставимые цены, индексы цен. Базовые цены — это цены на товар (работу, услугу), представляющие собой основу для определения конкретной договорной цены. Эти цены определяются, как правило, в качестве справочных, без учета инфляции и иных краткосрочных неравномерных изменений цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер.

Примером базовых цен служат цены в Справочниках базовых цен на проектные работы для строительства, в Сборниках цен на изыскательские работы для капитального строительства. Базовые цены в указанных сборниках (справочниках) установлены в зависимости от стоимости строительства без применения индексов инфляции. На основе базовых цен осуществляются прогнозы изменения ценовой ситуации и определяются прогнозные цены уже с учетом индексов инфляции, факторов краткосрочных и долгосрочных изменений (сезонность, изменения спроса, увеличение себестоимости и др.). Прогнозные цены определяются в электроэнергетике. В качестве прогнозных цен выступают опубликованные фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье, поскольку эти цены являются ориентиром развития рыночной ситуации.

Текущие цены — это цены, сложившиеся в различных сферах хозяйственной деятельности на разные товары (работы, услуги) в настоящий момент времени. Выделение текущих цен служит целям анализа условий экономической деятельности различных субъектов в один и тот же период времени. Для проведения анализа ценовой ситуации и ее прогнозирования, выявления тенденций развития рынка текущие цены сравниваются с ценами прошлых периодов и в связи с этим становятся относительными (сопоставимыми). Таким образом, сопоставимые цены — это сравниваемые цены за разные периоды времени, приведенные в сопоставимый вид. Сопоставимые цены необходимы при исследовании динамики цены, т.е. поведения цен во времени.

Средняя цена — это средняя величина из уровней цен на товар (работу, услугу), применяемых различными субъектами хозяйствования. Средние цены складываются под влиянием многообразных факторов, ассортиментных и территориальных сдвигов, сезонных колебаний. Поскольку средняя цена представляет собой усредненный показатель цен, без учета индивидуальных особенностей субъекта хозяйствования, территории его деятельности и т.д., то этот показатель может быть неточным выражением цен, используемых конкретным хозяйствующим субъектом. Средние цены необходимы, для экономического анализа, определения необходимости государственного регулирования или, напротив, его уменьшения (исключения) в определенной сфере, изменения государственной ценовой политики.

Цены, определяемые территорией их действия различаются на мировые, внутригосударственные и трансфертные цены. Мировые цены — это цены, складывающиеся на мировом рынке товаров, работ, услуг и финансовых средств под влиянием мирового спроса и предложения. На различные виды товаров цены на мировом рынке складываются путем проведения биржевых фьючерсных торгов. Цены мирового рынка оказывают значительное влияние на внутригосударственные цены, поскольку РФ и субъекты хозяйствования, являющиеся резидентами РФ, ведут активную внешнеэкономическую деятельность. Мировые цены влияют на долю экспорта произведенной в РФ продукции (это, прежде всего, нефть и сельскохозяйственная продукция) и, как следствие, на экспортные цены российских товаров. В свою очередь, экспортные цены российских товаров оказывают непосредственное влияние на цены внутреннего рынка как в целом по России, так и регионально.

Так, внутригосударственные цены на сельскохозяйственную продукцию Южного федерального округа значительно превышают цены на аналогичную продукцию других регионов РФ, поскольку ЮФО является активной зоной внешней торговли — экспортной зоной (благодаря удачному расположению транспортных магистралей — несколько торговых речных и морских портов и благоприятным климатическим условиям, определяющим значительную долю сельскохозяйственного производства). Внутригосударственные цены — это цены на товары (работы, услуги, финансовые средства), действующие на товарных рынках РФ. Внутренние цены подразделяются по территории их действия на единые (общегосударственные), региональные и местные. К общегосударственным относятся тарифы, сборы, плата в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, тарифы (цены) на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, минимальные цены на водку и др.

Региональными являются цены, установленные и действующие на территории одного или нескольких субъектов. К ним относятся торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, цены за паспортизацию и плановую техническую инвентаризацию жилых строений и жилых помещений, производимые за счет собственников. Местные цены (тарифы) могут отличаться во всех или в отдельных муниципальных образованиях, поскольку устанавливаются на местном уровне. К местным ценам относятся, в частности, плата за содержание и ремонт жилого помещения, лифта, мусоропровода для нанимателей жилых помещений в муниципальном и государственном жилищном фонде, а также для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение об установлении платы и (или) выборе управления многоквартирным домом (статья 156 Жилищного Кодекса РФ). Общегосударственные, региональные и местные по территории своего действия внутригосударственные цены могут определяться и свободными рыночными механизмами ценообразования и формироваться под влиянием локальных и региональных особенностей рынка.

Трансфертные цены — это разновидность внутрифирменных или внутри холдинговых цен. Данные цены устанавливаются на товары, работы, услуги, финансовые средства, расчеты за которые осуществляются между обособленными подразделениями одного хозяйствующего субъекта (филиалами и представительствами). Более распространенным является трансфертное ценообразование при определении цен между субъектами предпринимательской деятельности, входящими в группу лиц, — холдинг, между дочерними и основным обществами, между взаимозависимыми хозяйствующими субъектами. Трансфертные цены могут отличаться 6т рыночных цен как в сторону повышения от уровня рыночных цен, так и в сторону понижения в зависимости от ценовой политики холдинговой группы и целей ее предпринимательской деятельности.

 

Rambler's Top100