Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

secure-hosting-160x600

Как исполняется решение европейского суда

Общие правила исполнения постановлений суда установлены в статье 46 Европейской конвенции. Все государства, ратифицировавшие конвенцию, признают обязательную силу актов суда и обязуются их исполнять. Европейский суд не осуществляет контроль за исполнением своих решений. Исходя из статьи 46 конвенции такой контроль (надзор) входит в компетенцию Комитета министров Совета Европы.

В России контроль за исполнением постановлений Европейского суда осуществляет Министерство юстиции, если конкретно — уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде. В случае вынесения судом постановления в пользу заявителя уполномоченный извещает об этом заинтересованные органы власти, которые не позднее чем через 1 месяц после получения соответствующего извещения уведомляют уполномоченного о мерах, принимаемых в целях обеспечения исполнения постановления суда, путем устранения допущенных нарушений положений конвенции, включая восстановление нарушенных прав заявителей, и (или) предотвращения таких нарушений, и направляют уполномоченному подтверждающие это документы для их последующего представления в Комитет министров Совета Европы. Уполномоченный также информирует Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Генеральную прокуратуру Российской Федерации о вынесении Европейским судом постановления в пользу заявителя.

В случае вынесения Европейским судом постановления о присуждении заявителю компенсации за причиненный вред уполномоченный оформляет и направляет необходимые для осуществления выплаты компенсации документы в финансовый орган, который не позднее чем через 15 дней после их получения осуществляет соответствующую выплату заявителю и направляет уполномоченному копии подтверждающих платежных документов. Расходы на выплату компенсаций по постановлениям Европейского суда заложены в федеральный бюджет отдельной строкой.

С какими трудностями могут столкнуться заявители при исполнении решений Европейского суда в России?

Помимо бюрократических проволочек главной проблемой может стать неисполнимость постановления в принципе. Дело в том, что в 2014 году был принят Федеральный конституционный закон № 7-ФКЗ, который расширил полномочия Конституционного Суда. Если говорить коротко, смысл внесенных поправок заключается в том, что Конституционный Суд теперь вправе признать исполнение вынесенного в пользу заявителя постановления Европейского суда невозможным. Основанием для рассмотрения дела Конституционным Судом является запрос Министерства юстиции, направляемый в порядке, предусмотренном статьей 104.1 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Запрос считается допустимым, если по мнению Министерства юстиции исполнение решения Европейского суда невозможно, поскольку оно основано на положениях международного договора Российской Федерации в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации. По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд принимает одно из следующих постановлений:

- о возможности исполнения постановления Европейского суда в целом или в части;

- о невозможности исполнения постановления Европейского суда в целом или в части.

В случае если Конституционный Суд принимает постановление о невозможности исполнения, какие-либо действия (акты), направленные на исполнение соответствующего постановления Европейского суда в Российской Федерации, не могут осуществляться (приниматься).

 

Rambler's Top100