Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

secure-hosting-160x600

Правовые позиции европейского суда по правам человека

В первую очередь право на жизнь. Согласно статье 2 Европейской конвенции право каждого лица на жизнь охраняется законом. В подп. а, Ь, с пункта 2 статьи 2 конвенции установлены случаи исключающие ответственность государства за причинение вреда (лишение) жизни человека.

Таких случаев три:

- для защиты любого лица от противоправного насилия;

- для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;

- для подавления в соответствии с законом бунта или мятежа.

Расширительному толкованию данная норма конвенции не подлежит. Объективным критерием применения силы со стороны государства в таких случаях является так называемая абсолютная необходимость. Согласно статье 34 Европейской конвенции Европейский суд может принять индивидуальные жалобы от лиц, чьи права были нарушены, или, по тексту конвенции, "явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав". С индивидуальной жалобой о нарушении статьи 2 Европейской конвенции вправе обратиться родственники погибших, а также лица, которые столкнулись с угрозой своей жизни. Причем эта угроза может быть прямой, например в заявителя стреляют на поражение, но он остается жив. Угроза может быть и косвенной, когда те или иные действия (бездействие) могли или могут привести к смерти заявителя. В качестве примера можно привести жалобы, где заявители утверждали, что в случае их депортации (высылки) или экстрадиции на родине им непосредственно угрожает уголовное преследование и вынесение смертного приговора.

Родственники погибших подают жалобу в Европейский суд от своего имени, т.е. по смыслу конвенции и Регламента Европейского суда являются заявителями, а не правопреемниками. Нередко в Европейский суд поступают жалобы родственников лиц, которые были убиты в ходе проведения спецопераций силовых структур в зонах вооруженных конфликтов или при задержании подозреваемых в совершении преступлений, которые, по мнению следственных органов государства — причинителя вреда, оказали вооруженное сопротивление или угрожали при задержании жизни или здоровью окружающих. В практике Европейского суда выработаны подходы, в соответствии с которыми суд определяет законность применения летальной силы со стороны государства. Так же выработаны подходы относительно законности иных действий (бездействия) государства, которые привели к нарушению статьи 2 конвенции. Как показывает правоприменительная практика, анализируя доводы сторон и доказательства по делу, при установлении вины государства, его органов или должностных лиц суд руководствуется следующим:

Если вред жизни был причинен в результате правоохранительной (силовой) операции:

- цели применения летальной силы со стороны государства должны быть законными;

- применение силы должно быть строго соразмерным достижению допустимых целей;

- правоохранительная операция должна быть спланирована и контролироваться так, чтобы свести к минимуму, насколько это возможно, применение летальной силы или случайное лишение жизни;

- государство должно принимать превентивные меры для предупреждения террористических атак, предупреждать администрации учреждений и население о возможных угрозах.
Если вред жизни был причинен при осуществлении задержания или предотвращения побега:

- летальная сила не должна применяться, если известно, что лицо, которое подлежит задержанию, не представляет угрозы для жизни или здоровья и не подозревается в совершении насильственного преступления, даже если неприменение летальной силы может повлечь утрату возможности задержать беглеца;

- полицейские операции должны быть "достаточно регулируемы" законодательством в рамках системы адекватных и эффективных гарантий против произвола и злоупотребления силой, и даже против предотвратимых происшествий;

- национальное законодательство должно четко устанавливать критерии применения оружия и спецсредств при задержании, при этом должны учитываться тяжесть преступления, совершенного лицом, в отношении которого производится задержание (преследование), опасность, которую это лицо представляет.

Если вред причинен жизни лица, отбывающего наказание в местах лишения свободы или при содержании под стражей в СИЗО или ИБС:

- условия содержания заключенных должны соответствовать установленным стандартам;

- лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы или заключенных под стражу должна оказываться квалифицированная медицинская помощь;

- в постановлениях Европейского суда часто встречается формулировка, согласно которой "лица, содержащиеся под стражей, находятся в особо уязвимом положении, и власти несут ответственность за обращение с ними".

Это означает, что государство обязано принимать и иные меры, которые будут направлены на защиту жизни или здоровья заключенных. Например, речь идет о том, что в учреждениях пенитенциарной системы, а так же в местах временного содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления, должны создаваться условия, препятствующие совершению ими побега или суицида. Об обязанности властей создать надлежащие условия для содержания лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления говорит статья 10 Уголовно-процессуального кодекса РФ, где императивно установлено, что такие лица должны содержаться в условиях, исключающих угрозу жизни и здоровью. Общее правило Европейского суда предусматривает, что один лишь факт смерти лица, находящегося под стражей, при подозрительных обстоятельствах должен порождать вопрос о том, соблюдено ли государством обязательство по защите права на жизнь этого лица.

Огнестрельное оружие может быть применено для того, чтобы остановить заключенного, который пытается совершить побег, если при этом данный заключенный представляет собой неминуемую угрозу жизни другого человека или его нельзя остановить другими средствами.

Если существует угроза жизни в случае выдворения или экстрадиции:

- выдворение лица не должно нарушать основные положения Конвенции о статусе беженцев;

- лицо не может принудительно высылаться в ту страну, где его жизни или свободе угрожает опасность вследствие расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;

- до принятия решения о выдворении, государство обязано рассмотреть требования лиц, подлежащих насильственному выдворению, о предоставлении им убежища и статуса беженца, если такие требования заявлялись;

- власти должны обеспечить процессуальные гарантии лицам, подлежащим экстрадиции по запросу государства, где они обвиняются в совершении преступления;

- преступление, в соответствии с которым требуется экстрадиция, не наказывается смертной казнью или от запрашивающей стороны поступили гарантии ее неприменения.

Статьей 3 Европейской конвенции установлен запрет пыток или иного бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. "Пытка" означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы:

- получить от него или от третьего лица сведения или признания;

- наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается;

- запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера.

Действие признается пыткой, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В случае нарушения статьи 3 Европейской конвенции заявителями могут выступать как сами потерпевшие, так и их родственники. Дело в том, что нередко в Европейский суд подаются жалобы, в которых содержаться указания на нарушение статей 2 и 3 конвенции. В таких случаях заявителями становятся родственники погибших. Гибель потерпевшего может наступить как в результате самих пыток, так и в результате суицида, когда потерпевший прибегает к самоубийству, не выдержав пытки или испугавшись ее применения. В практике Европейского суда рассматривались случаи, когда потерпевшие выпрыгивали из окон верхних этажей зданий, совершали суицид (попытки) при помощи элементов одежды и т.п. Впоследствии на телах погибших обнаруживались следы пыток.

Жалобу могут подать и те лица, для которых применение пыток может существовать в виде потенциальной угрозы в случае выдворения или экстрадиции. Такие жалобы чаще всего подают лица, для которых существует угроза высылки или экстрадиции в страны, охваченные межэтническими или межрелигиозными конфликтами. Конвенция Европейского суда не раскрывает понятия "бесчеловечное или унижающее достоинство обращение". По этому вопросу разъяснение дал Верховный Суд России, указав, что к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

В отличие от пыток бесчеловечное обращение может причинять только нравственные страдания потерпевшему, нанести психологическую или психическую травму. В отличие от пытки такие действия (бездействие) хотя и совершаются преднамеренно, но могут и не иметь под собой конкретной цели. В актах Европейского суда указывается на такие критерии бесчеловечного обращения, как длительный характер, систематичность и т.д. Чаще всего эти жалобы содержат указания на то, что в местах заключения создаются условия, которые несовместимы с такими нематериальными благами как честь, человеческое достоинство. Например:

- заявителю не оказывалась необходимая медицинская помощь или эта помощь была ненадлежащего качества;

- заявитель содержался или отбывал наказание в ненадлежащих санитарных условиях (например, чрезвычайно малая площадь камер и других помещений для содержания заключенных, неработающие санузлы, или санузлы не обеспечивающие уединения, наличие паразитов и т.п.);

- недостаточное и неудовлетворительное по качеству питание;

- ненадлежащие условия этапирования;

- бесчеловечное и унижающее достоинство обращение со стороны других заключенных при попустительстве администрации и т.д.

В практике Европейского суда встречаются жалобы на нарушение статьи 3 конвенции не только от заключенных, но и других лиц, например военнослужащих, лиц, которые при бездействии властей подверглись домашнему насилию и др. Что касается унижающего достоинство наказания. Европейская конвенция не раскрывает содержания данного понятия. В постановлениях Европейского суда признаками такого наказания в зависимости от конкретных обстоятельств дела называются унижение, следующее из характера самого наказания. Статья 4 Европейской конвенции запрещает рабство, содержание в подневольном состоянии и применение принудительного труда. Впервые легальное понятие рабства было сформулировано в Конвенции о рабстве 1926 года, согласно статье 1 которой рабство — это "положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности". Аналогичное понятие рабства (использования рабского труда) раскрыто в статье 127.2 Уголовного кодекса Российской Федерации "Использование рабского труда".

Помимо рабства Европейская конвенция запрещает содержание человека в подневольном состоянии. Таким образом, конвенция разводит понятия "рабство" и "подневольное состояние". В отличие от понятия "рабство", которое получило легальное закрепление, понятие "содержание в подневольном состоянии" является оценочным. Понятие "принудительный труд" в Европейской конвенции не раскрывается. Данная дефиниция предложена в статье 2 Конвенции МОТ "Относительно принудительного или обязательного труда", где сказано, что "принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг".

Принудительный или обязательный труд может проявляться:

- в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

- в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

- в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;

- в качестве средства наказания за участие в забастовках;

- в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

В пункте 3 статьи 4 Европейской конвенции перечислены случаи, не считающиеся в целях конвенции принудительным или обязательным трудом, которые включают:

- всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 конвенции или условно освобожденное от такого заключения;

- всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;

- всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения;

- всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.

Европейская конвенция (статья 5) защищает такие важнейшие права, как свобода и личная неприкосновенность. Как и в других случаях, конвенция повторяет основные положения Всеобщей декларации прав человека и гражданина. Не является исключением здесь и статья 5. В отличие от ранее принятых актов в Европейской конвенции детально прописаны ограничения свободы и личной неприкосновенности, условия законности их применения и соответствующие гарантии. Свобода человека — это неотъемлемое естественное право, которое возникает в момент рождения, поскольку, как сказано в статье 1 Всеобщей декларации прав человека, "все люди рождаются свободными..." Таким образом, декларация воспроизводит главный постулат теории естественного права, основатели которой объявили естественные права и свободы человека высшей ценностью.

В конституционном и международном гуманитарном праве под свободой человека понимается:

- личная физическая свобода, т.е. право не подвергаться любым ограничениям, связанным с применением каких либо принудительных мер, установленных уголовным, уголовно-процессуальным, административным или административно-процессуальным законодательством (арест, заключение под стражу, наказания в виде лишения или ограничения свободы и т.д.) без предусмотренных законом оснований;

- свобода как возможность совершать любые действия и поступки, не запрещенные законом. В данном случае речь идет о совершении действий и поступков (а может и воздержании от таковых) в разных сферах человеческой жизни — свобода мысли, совести, религии (вероисповедания), выражения мнения, объединений и т.д.

В пункте 1 статьи 5 Европейской конвенции говорится именно о личной физической свободе. Ограничение или лишение свободы возможно только в следующих случаях:

- законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;

- законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;

- законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;

- заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;

- законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

- законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.

В пунктах 2—4 статьи 5 конвенции установлен минимальный объем материально-правовых и процессуальных гарантий, которые в обязательном порядке должны быть обеспечены любому лицу. Во-первых, каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение. Во-вторых, каждый задержанный или заключенный под стражу в соответствии с подпунктом "с" пункта 1 статьи 5 конвенции незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд. В-третьих, каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.

По количеству предъявлений в Европейский суд жалобы о нарушении статьи 5 Конвенции входят в число самых распространенных. Как и в случаях нарушения других прав и свобод, подавать индивидуальные жалобы по данной категории споров могут:

- сами лица, которые отбывали (отбывают) наказание в виде лишения свободы, находятся (находились) под стражей или их свобода ограничена (была ограничена) в другой форме;

- родственники этих лиц, в том случае, если на момент обращения самого непосредственною потерпевшего по жалобе нет в живых.

Практика Европейского суда по данной статье достаточно обширна. Суд удовлетворяя жалобы:

- о задержаний, административно*задержании без надлежащего процессуального оформления;

- о содержании под стражей без надлежащего процессуального оформления;

- о безосновательном затягивании процедуры рассмотрения ходатайств об изменении меры пресечения. Также удовлетворялись жалобы, по результатам рассмотрения которых были установлены такие нарушения как:

- избрание слишком суровой меры пресечения без наличия на то достаточных оснований;

- отсутствие доступа к процедуре судебного рассмотрения вопроса о содержании под стражей;

- изменение превентивного характера задержания на карательный;

- затягивание процедуры освобождения из под стражи или от отбытия наказания (например, власти необоснованно долго доставляют документы в пенитенциарное учреждение);

- незаконная принудительная госпитализация в психиатрический стационар;

- нарушения, связанные с ограничением (лишением) свободы несовершеннолетних;

- иные нарушения.

В понятии "личная неприкосновенность" ключевым элементом является прилагательное "личное". Неприкосновенность может распространяться и на блага, которые не имеют тесной связи с личностью, например неприкосновенность жилища. Однако посягательство на эти блага образует самостоятельный состав нарушения Конвенции. Что касается личной неприкосновенности, то это понятие имеет много схожего с понятием "свобода", но все же имеет свой оттенок, указывающий на следующее. Свобода, как более широкое понятие, предоставляет человеку выбор того или иного варианта законного поведения, а личная неприкосновенность, в свою очередь, гарантирует ему своеобразный барьер, абсолютную защиту от любых незаконных посягательств, всякого произвола, как со стороны власти, так и со стороны иных лиц. Например, абсолютным произволом и нарушением статьи 5 Европейской конвенции будет считаться личный досмотр, когда это не предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Посягательством на личную неприкосновенность будет считаться проведение различного рода принудительных медицинских освидетельствований, если для этого нет достаточных оснований и т.д.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ личная неприкосновенность гарантирована императивной нормой статьи 10 "Неприкосновенность личности", где указано, что никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч. Статья 6 Европейской конвенции "Право на справедливое судебное разбирательство" посвящена защите процессуальных прав человека, включая презумпцию невиновности (пункт 2). Пунктом 1 статьи 6 предусмотрено, что каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Данное право может быть реализовано как в уголовном процессе, так и при рассмотрении гражданско-правовых споров, включая гражданско-правовые споры (гражданский и арбитражный процесс), административное судопроизводство. Конвенция закрепляет основные принципы судебного разбирательства, которое как минимум должно быть:

- независимым;

- беспристрастным;

- открытым (публичным), за исключением случаев, когда, по мнению суда, процесс должен быть закрытым по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе.

Конвенция гарантирует обвиняемым в совершении уголовных преступлений следующий минимальный объем прав:

- быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;

- иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

- защищать себя лично или через выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;

- допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;

- пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемою в суде, или не говорит на этом языке.

Так, Европейский суд удовлетворяет жалобы, если будет доказано, что заявитель:

- был лишен возможности пользоваться помощью адвоката на различных стадиях уголовного разбирательства (чаще всего на начальной):

- пользовался услугами-адвоката, предоставленного государством, который не исполнял или исполнял ненадлежащим образом обязанности по защите интересов заявителя;

- докажет, что отмена в порядке надзора обязательных и подлежащих исполнению судебных решений, вынесенных в его пользу, является нарушением принципа правовой определенности; докажет, что судебное разбирательство было необоснованно затянуто;

- докажет, что исполнение судебного решения затягивается по вине властей и т.д.

Нормы статьи 9 Европейской конвенции направлены на защиту свободы мысли, совести и религии. Все перечисленные категории (мысль, совесть, религия) имеют ярко выраженное философско-этическую и религиозную природу, стало быть, внутреннее содержание этих свобод достаточно сложно охарактеризовать языком юриспруденции. Между тем, такая попытка все же сделана. Понятия "мысль" и "совесть" в международном праве и российском законодательстве прямо не раскрываются и даются в увязке с религией. Согласно статье 18 Всеобщей декларации прав человека каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения. Данная норма полностью повторяет содержание статьи 28 Конституции России. Согласно статье 29 Конституции каждому гарантируется свобода мысли и слова. В принципе, Конституция в свою очередь повторяет те положения, которые нашли отражение Международном пакте о гражданских и политических правах.

И Конвенция, и национальное законодательство содержат указания на ряд ограничений в области данных свобод. Если говорить о конвенций; то такие ограничения должны быть предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" право человека и гражданина на свободу довести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В каких случаях Европейский суд становиться на сторону заявителей? Кроме ликвидации и отказа в регистрации религиозной организации в качестве основных мотивов многочисленных жалоб встречаются следующие:

- отказ регистрации изменений в учредительные документы и иное "вмешательство" государства во внутренние дела религиозной общины;

- воспрепятствование ношения религиозной одежды в общественных местах;

- обжалование требований, запрещающих фотографирование для официальных документов в религиозной одежде (закрывающей голову, часть лица и т.п.);

- воспрепятствование совершению религиозного обряда;

- отказ властей прекратить демонстрацию религиозной символики в общественных местах (школах, больницах и т.п.);

- привлечение к ответственности призывников, уклоняющихся от военной службы по религиозным мотивам;

- обжалование действий властей, обязывающих граждан приносить религиозную присягу;

- запрет въезда отдельным лицам по мотивам их религиозной деятельности;

- преследование за отказ изучать в учебных заведениях предметы об основах тех или иных религий и т.д.

Статья 10 Европейской конвенции провозглашает свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Любого рода разрешения, которые выдается государством средствам массовой информации для осуществления их деятельности, а также требования государственной регистрации ограничением свободы слова и выражения мнений не являются. На это указано и в Европейской конвенции, которая не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

По смыслу пункта 2 статьи 10 конвенции свобода слова и выражения мнения могут быть сопряжены с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями. Эти ограничения касаются двух моментов. Во-первых, ограничения на сбор и распространение определенной информации. Такая информация может составлять государственную, служебную или коммерческую тайну, доступ к которой ограничен. Сбор и распространение информации не должны нарушать гарантированных конвенцией и Конституцией прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки и т.д.

Во-вторых, существуют ограничения, направленные на защиту национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц. Свобода слова и выражение своего мнения не совместимы с пропагандой или агитацией, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. При этом прямо запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Статья 11 конвенции гарантирует свободу собраний и объединений. Гарантии данных свобод закреплены в статьях 30—31 Конституции России. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Нарушение свободы собраний — довольно распространенное основание для поступающих в Европейский суд жалоб, особенно в условиях политической нестабильности, которая захлестнула многие государства. В Европейский суд поступают жалобы от представителей оппозиции, участников различных митингов, демонстраций, шествий, пикетов, которые, по мнению властей, были проведены с нарушением закона, т.е. порядка организации и проведения публичных мероприятий. В Российской Федерации такой порядок установлен в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Статья 12 Конвенции охраняет право на вступление в брак. Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права. Также согласно статье 5 протокола № 7 от 22.11.1984 г. к конвенции супруги обладают равными правами и несут равную гражданско-правовую ответственность в отношениях между собой и со своими детьми в том, что касается вступления в брак, пребывания в браке и при его расторжении. Данная статья не препятствует договаривающимся государствам принимать такие меры, которые необходимы для соблюдения интересов детей.

Особое место в Конвенции занимают статьи 13 и 14. Статья 13 гарантирует право на эффективное средство правовой защиты. Гарантия эффективной защиты предоставляется каждому, чьи права, перечисленные в Конвенции, были нарушены, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Обычно статья 13 указывается в жалобах в совокупности с другими статьями, например заявитель в качестве повода для обращения в Европейский суд называет нарушение статьи 3 "Запрещение пыток" и статьи 13, так как считает, что государство эффективных средств защиты от подобных нарушений ему не предоставляет.

Сама конвенция критериев эффективности не раскрывает. Однако такие критерии перечисляются в актах Европейского суда. Так, в одном из постановлений было подчеркнуто, что средство правовой защиты должно быть "эффективным" как фактически, так и юридически, то есть оно должно либо предупреждать или прекращать предполагаемое нарушение, либо предоставлять достаточную компенсацию в отношении уже совершенного нарушения". Таким образом, эффективность средства защиты оценивается Европейским судом самостоятельно с учетом обстоятельств конкретного дела.

Статья 14 конвенции запрещает любую дискриминацию при пользовании правами, которые защищаются конвенцией по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам. В практике Европейского суда соблюдение статьи 14 оценивается в совокупности с другими статьями раздела 1 Европейской конвенции. Например, заявители могут жаловаться на дискриминацию по этническому происхождению или религиозным убеждениям, которая нарушает их право, гарантированное статьей 9 Конвенции "Свобода мысли, совести и религии" и т.п.

Ряд дополнений в конвенцию был внесен протоколами № 1 от 20.03.1952, № 4 от 16.09.1963, № 7 от 22.11.1984. Эти протоколы закрепили возможность защиты в Европейском суде таких прав, как:

- право собственности;

- право на образование;

- право на свободные выборы;

- свобода передвижения;

- право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции;

- право не быть судимым или наказанным дважды;

- равноправие супругов.

Также дополнительными протоколами установлен запрет на:

- высылку граждан из страны своего гражданства;

- лишение права на въезд в страну своего гражданства;

- коллективную высылку иностранцев;

- лишение свободы за долги.

 

Rambler's Top100