Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Альтернативная служба

Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

- несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

- он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Организация альтернативной гражданской службы — комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии со своими полномочиями. Президент РФ И Правительство РФ в соответствии со своими полномочиями и ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

Организация альтернативной гражданской службы включает в себя следующие мероприятия:

1) организация учета граждан:

- подавших заявление в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;

- в отношении которых призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принято решение об отказе в такой замене (с указанием причины отказа);

- в отношении которых призывной комиссией принято решение о направлении на альтернативную гражданскую службу;

- проходящих альтернативную гражданскую службу, в том числе в целях ее организации и прохождения в период мобилизации, военного положения и в военное время;

2) подготовка перечней видов работ, профессий и должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено ее прохождение;

3) принятие решений по вопросам участия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в организации альтернативной гражданской службы;

4) подготовка плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

5) подготовка предложений по расходам на альтернативную гражданскую службу, предусматриваемым в проекте федерального бюджета на соответствующий год;

6) координация и анализ деятельности по направлению граждан на альтернативную гражданскую службу;

7) направление граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы;

8) контроль убытия граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы, их прибытия, прохождения службы и увольнения с нее;

9) перевод граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, при необходимости из одной организации в другую;

10) профессиональная подготовка (переподготовка) при необходимости граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу;

11) увольнение граждан с альтернативной гражданской службы;

12) контроль исполнения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, в которых граждане проходят альтернативную гражданскую службу;

13) обеспечение исполнения нормативных правовых актов в области альтернативной гражданской службы, обобщение практики их применения, а также подготовка предложений по их совершенствованию;

14) иные мероприятия, осуществляемые в области альтернативной гражданской службы в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия. Граждане вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля — граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года;

до 1 октября — граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой истекает после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявление после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления. Военный комиссариат путем вручения повестки извещает гражданина, подавшего заявление, о необходимости явиться на заседание призывной комиссии, на котором рассматриваются заявления или решается вопрос о направлении его на альтернативную гражданскую службу, на медицинское освидетельствование, а также для получения предписания на убытие к месту прохождения этой службы.

Вручение повестки осуществляется под расписку работником военного комиссариата либо по месту работы (учебы) гражданина руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу работником организации, либо ответственным за военно-учетную работу работником органа местного самоуправления не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки гражданина на соответствующее заседание призывной комиссии, на медицинское освидетельствование или для получения предписания. Призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает решение об отказе в такой замене (с указанием причин отказа).

Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если:

- он нарушил установленные срок и (или) порядок подачи заявления;

- характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

- в заявлении гражданина и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

- гражданин дважды вызывался и не являлся на заседания призывной комиссий без уважительной причины;

- ранее гражданину была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу, и он от нее уклонился.

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, проходит медицинское освидетельствование в сроки, определенные военным комиссариатом в общем порядке, предусмотренном для военнослужащих. В установленный военным комиссариатом срок гражданин получает в военном комиссариате предписание на убытие к месту прохождения альтернативной гражданской службы в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану Федеральной службы по труду и занятости. Предписание выдается гражданину под расписку вместе с удостоверением и учетной картой, заполненными в установленном порядке. В предписании военного комиссариата указываются организация, в которую направляется гражданин для прохождения альтернативной гражданской службы, и срок прибытия в эту организацию.

Особенностью альтернативной службы является то, что работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

1) в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

2) в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ;

3) в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день убытия его к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата, а окончанием — день прекращения работодателем срочного трудового договора при увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы.

Сроки альтернативной гражданской службы установлены:

- для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ, — 21 месяц;

- для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, — 18 месяцев.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу в организациях и на должностях, перечни которых утверждаются специально уполномоченным государственным органом. Так, в частности, такой перечень был утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 февраля 2011 г. № 135н. К числу должностей, на которых граждане могут проходить альтернативную гражданскую службу, отнесены: авиационный механик (техник); бортмеханик; водитель автомобиля; возчик; грузчик; дворник; изготовитель пищевых полуфабрикатов; конюх; кухонный рабочий; лесоруб; рыбак прибрежного лова; санитарка (мойщица); сестра-хозяйка; сторож (вахтер); ветеринарный врач; воспитатель; лаборант; медицинская сестра; учитель и т.п.

Организации, в которых допускается прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в соответствии с утвержденным перечнем должностей для предоставления возможности реализации соответствующей трудовой функции. Определение перечня организаций производится применительно к каждому отдельному субъекту РФ. Так, например, на территории Кабардино-Балкарской Республики прохождение альтернативной гражданской службы допускается в следующих организациях:

- федеральное государственное научное учреждение "Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного садоводства";

- федеральное государственное учреждение "Государственная заводская конюшня "Нальчикская" с ипподромом";

- Управление федеральной почтовой связи Кабардино-Балкарской Республики — филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России";

- государственное учреждение здравоохранения "Наркологический диспансер";

- государственное учреждение здравоохранения "Противотуберкулезный диспансер";

- государственное учреждение здравоохранения "Психоневрологический диспансер".

Гражданин, направленный в организацию для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан прибыть к месту прохождения альтернативной гражданской службы в срок, указанный в предписании военного комиссариата. По прибытии в организацию для прохождения альтернативной гражданской службы гражданин предъявляет работодателю следующие документы:

- предписание;

- паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;

- удостоверение и учетную карту;

- проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;

- трудовую книжку, за исключением случая, когда трудовой договор заключается впервые;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);

- документы об образовании, квалификации или владении специальными знаниями (при наличии).

Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, заключает с ним срочный трудовой договор на период ее прохождения в этой организации и в 3-дневный срок уведомляет об этом направивший этого гражданина военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация.

Заключение срочного трудового договора и оформление приема на работу осуществляются работодателем в соответствии с Трудовым Кодексом РФ с учетом особенностей статуса военнослужащих. Работодатель проставляет в учетной карте гражданина отметку о его прибытии в организацию. Испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, не устанавливается.

Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей осуществляется при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, если он участвует в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем. В этом случае время исполнения гражданином трудовых обязанностей учитывается работодателем в сутках. За каждые 3 суток участия в указанных мероприятиях после их окончания гражданину предоставляются 2 суток отдыха.

Действующее законодательство ограничивает возможность перевода служащего, устанавливая общий запрет на изменение существенных условий труда. При этом определен исчерпывающий перечень обстоятельств, которые являются исключениями из общего правила. К их числу относятся:

- ликвидация организации;

- сокращение штатной численности организации;

- производственная необходимость;

- наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором, и невозможность перевода на другую работу в этой организации;

- наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для проживания в местности, где проходит альтернативная гражданская служба;

- иные случаи.

Таким образом, возможность перевода обусловлена возможностью продолжения осуществления альтернативной службы в рамках конкретного учреждения, а также его потребностями и решением уполномоченного органа. Работодатель расторгает с гражданином, который переводится в другую организацию, срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает трудовую книжку и учетную карту с произведенными в установленном порядке записями, а также уведомляет организацию, в которую гражданин направляется для дальнейшего прохождения альтернативной гражданской службы, о сроке его прибытия, а военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, и Федеральную службу по труду и занятости — о переводе гражданина на новое место альтернативной гражданской службы. Работодатель выдает гражданину под расписку предписание на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Поскольку в большинстве своем отношения, связанные с прохождением альтернативной гражданской службы, регламентируются Трудовым Кодексом РФ, то их можно охарактеризовать как общие, свойственные для любого работника. В этой связи на военнослужащих, направленных на прохождение альтернативной гражданской службы, распространяются и иные правила осуществления трудовой деятельности, например возможность привлечения к ответственности, общий режим рабочего времени и времени отдыха, предоставление отпусков и т.п. Таким образом, основной особенностью прохождения альтернативной гражданской службы является сочетание основ военной службы и общих предписаний трудового законодательства, регламентирующих деятельность любого работника.

 

Rambler's Top100