Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 111 Семейного кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 111. Обязанность сообщать о перемене места работы лица, обязанного уплачивать алименты

1. Администрация организации, производившая удержание алиментов на основании решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, обязана в трехдневный срок сообщить судебному исполнителю по месту исполнения решения о взыскании алиментов и лицу, получающему алименты, об увольнении лица, обязанного уплачивать алименты, а также о новом месте его работы или жительства, если оно ей известно.

2. Лицо, обязанное уплачивать алименты, должно в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, сообщить судебному исполнителю и лицу, получающему алименты, о перемене места работы или жительства, а при уплате алиментов несовершеннолетним детям - и о наличии дополнительного заработка или иного дохода.

3. В случае не сообщения по неуважительной причине сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, виновные в этом должностные лица и иные граждане привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Комментарий юриста:

Необходимо иметь в виду, что название данной статьи не полностью отражает ее содержание. Фактически в ней устанавливается не только обязанность администрации организации, производящей исполнение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, сообщать о перемене места работы их плательщика, но также обязанность плательщика алиментов сообщать о наличии дополнительного заработка и (или) иного дохода, если алименты выплачиваются на несовершеннолетних детей в долевом отношении к заработку. В пункте 1 статьи 111 допущена еще одна неточность: в ней указано, что данная обязанность возлагается на администрацию организации, производившую удержание алиментов на основании решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов. Однако не вызывает сомнений то, что такая обязанность имеет место также в случаях, когда алименты удерживаются на основании судебного приказа. Выражение "по решению суда" следует толковать в широком смысле: по судебному акту.

В пункте 1 данной статьи установлен трехдневный срок со дня увольнения с работы плательщика алиментов для сообщения об этом. В течение этого срока администрация обязана уведомить о его увольнении как судебного пристава-исполнителя по месту исполнения решения о взыскании алиментов, так и лицо, получающее алименты. Однако администрация не всегда имеет возможность сообщить получателю алиментов об увольнении плательщика, так как она может и не располагать сведениями о месте жительства получателя алиментов, если последний указал лишь счет в кредитной организации, куда должны переводиться удержанные суммы, а адрес взыскателя, указанный в исполнительном листе или в судебном приказе, оказался недостоверным ввиду перемены им места жительства. В подобных случаях администрация, производившая удержание, обязана направить исполнительный документ одновременно с сообщением об увольнении должника судебному приставу-исполнителю по месту его исполнения.

При увольнении плательщика алиментов администрация не вправе требовать от него сведений о новом месте работы или жительства. Она также не только не обязана, но и не вправе принимать какие-либо оперативные меры по установлению нового места работы и (или) жительства лица, обязанного выплачивать алименты. Однако если такие сведения ей известны, она обязана сообщить их судебному приставу-исполнителю и лицу, получающему алименты. Таким образом, для привлечения соответствующих должностных лиц к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности необходимо установить, что они располагали сведениями о новом месте работы и (или) жительства плательщика алиментов, но не сообщили об этом лицам, указанным в статье 111.

Согласно пункту 2 статьи 111 на лицо, обязанное уплачивать алименты, возлагается обязанность, аналогичная обязанности, возлагаемой на администрацию организации, производившую удержание алиментов: сообщать о перемене места работы и места жительства судебному приставу-исполнителю по месту исполнения актов о выплате алиментов и лицу, получающему алименты. Эта обязанность должна быть исполнена в трехдневный срок, исчисляемый с даты увольнения или, если речь идет о перемене места жительства, - с даты снятия с регистрационного учета с указанием места, куда он выбывает. При поступлении на новое место работы и при постановке на учет как по новому месту жительства, так и по месту пребывания плательщик обязан в трехдневный срок с даты издания приказа о приеме на работу и с даты постановки на учет по новому месту жительства или по месту пребывания сообщить эти сведения указанным лицам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 111 на плательщика алиментов возлагается также обязанность сообщать указанным лицам о наличии дополнительного заработка и иного дохода, если алименты выплачиваются на несовершеннолетних детей в долевом отношении к заработку плательщика. Эта обязанность возникает в случаях, когда дополнительный доход, получаемый из соответствующего источника, носит как регулярный (например, работа по совместительству, на условиях почасовой оплаты труда и т.п.), так и разовый характер, например, вознаграждение за использование результатов интеллектуальной деятельности, вознаграждение по гражданско-правовым договорам подряда, оказания услуг и т.п. Указанный в пункте 1 данной статьи трехдневный срок для исполнения этой обязанности должен исчисляться с даты появления дополнительного источника доходов (заключение трудового, авторского или иного гражданско-правового договора).

Пункт 3 статьи 111 содержит бланкетную норму о привлечении к ответственности за нарушение обязанностей, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, виновных в этом должностных лиц и иных граждан. Объективная сторона правонарушения, являющегося основанием для привлечения к ответственности, выражается в не сообщении указанных сведений по неуважительным причинам. Вопрос о том, являются ли причины непредставления соответствующих сведений уважительными или неуважительными, решается в каждом конкретном случае лицом, имеющим право привлекать правонарушителей к ответственности, так как в данной статье отсутствует хотя бы примерный перечень обстоятельств, относящихся к числу уважительных причин.

Уважительными причинами не сообщения указанных сведений для плательщика алиментов могут быть: болезнь самого плательщика или членов его семьи, вследствие чего он был вынужден осуществлять за ними уход; задержка издания или выдачи на руки плательщику алиментов приказа о приеме на работу или об увольнении, экземпляра авторского или иного гражданско-правового договора, задержка снятия с регистрационного учета или постановки на регистрационный учет по месту жительства или по месту пребывания и т.п. В отношении должностных лиц, обязанных сообщать указанные сведения, уважительными причинами неисполнения этой обязанности могут быть лишь чрезвычайные обстоятельства, сложившиеся в соответствующей организации (явления стихийного характера, забастовка, захват документации посторонними лицами и т.п.).

По смыслу статьи 111 субъектами правонарушения являются должностные лица и иные граждане. К числу должностных лиц относятся руководитель и главный (старший) бухгалтер, бухгалтер (при отсутствии главного или старшего бухгалтера), руководитель кадровой службы, а также должностное лицо, на которое соответствующая обязанность была возложена приказом, должностной инструкцией или иным внутренним документом организации. К числу иных граждан, обязанных сообщать указанные сведения, следует отнести прежде всего самого плательщика алиментов, а в случае его несовершеннолетия или недееспособности - его законного представителя. Возложение плательщиком алиментов указанной обязанности на третьих лиц, в том числе в порядке договорного представительства, например, по договору поручения и т.п., не освобождает его от административной ответственности за ее нарушение.

В дальнейшем он вправе требовать от своего контрагента по договору возмещения убытков, выразившихся в сумме уплаченного штрафа, а также применить иные меры имущественной ответственности, предусмотренные законом (глава 25 Гражданского Кодекса) или договором. Для привлечения к ответственности за данное правонарушение необходимо установление вины должностных лиц или иных граждан, обязанных представить указанные сведения судебному приставу-исполнителю и лицу, получающему алименты. Вина может быть выражена как в форме умысла, прямого или косвенного, так и в форме неосторожности. Систематическое умышленное не сообщение указанных сведений плательщиком алиментов может свидетельствовать о злостном уклонении от уплаты алиментов и послужить основанием для привлечения его к уголовной ответственности.

Должностные лица или иные граждане, умышленно способствовавшие сокрытию плательщиком алиментов соответствующих сведений, могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 157 Уголовного Кодекса как соучастники преступления. Нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, не сообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, влечет наложение административного штрафа (статья 17.14 КоАП).

 

Rambler's Top100