Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 121 Семейного кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий юриста:

Потеря родителей влечет за собой утрату их заботы о своем ребенке. Иначе говоря, утрату родительского попечения о несовершеннолетних детях, которые по своему возрасту в такой заботе нуждаются. Иногда сиротой считают ребенка, потерявшего одного из родителей. Но в правовом смысле к оставшимся без попечения родителей относятся, во-первых, те дети, чьи родители умерли (когда умирает одинокая женщина-мать, ее ребенок тоже становится сиротой); во-вторых, дети, о которых здравствующие родители не могут или не хотят заботиться.

К таким родителям относятся:

- лишенные родительских прав;
- ограниченные в родительских правах;
- признанные судом полностью недееспособными;
- признанные судом безвестно отсутствующими;
- страдающие тяжелым психическим заболеванием;
- находящиеся в местах лишения свободы.

Здесь имеют место объективные причины отсутствия родительского попечения. Другой, более распространенной причиной так называемого социального сиротства является, как правило, нежелание родителей заботиться о своих несовершеннолетних детях, так как их место нахождения неизвестно; они относятся к лицам, не имеющим постоянного места жительства; страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией; имея другую семью, никак не проявляют заботы о детях от предыдущего брака; всячески уклоняются от выполнения родительского долга по содержанию, воспитанию своих детей.

Семейный кодекс не содержит исчерпывающего перечня причин социального сиротства. Поэтому он может быть дополнен. Но если один из родителей по каким-либо причинам о своих детях не заботится, и вся тяжесть их содержания, воспитания ложится на другого родителя, такой ребенок не относится к числу лишившихся родительского попечения.  На практике обычно имеет место комбинация разных причин сиротства: мать умерла - отец в местах лишения свободы; место нахождения отца неизвестно - мать страдает тяжелым душевным заболеванием и т.п. Отсутствие родителей обязывает государство их заменить с помощью органов опеки и попечительства.

Чтобы выявить детей, нуждающихся в государственной защите, их следует, прежде всего, обнаружить. Пункт 3 статьи 56 Семейного кодекса обязывает должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов сообщать об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Его гражданство, место регистрации значения не имеют. Вся информация о таком ребенке поступает в органы опеки и попечительства, на территории которых обнаружен ребенок, нуждающийся в государственной помощи. Таков один из источников информации о бедственном положении несовершеннолетнего. Она может поступать из школы, жилищных органов, органов социального обеспечения, медицинских учреждений, из суда, от органов МВД России, прокуратуры и др. Сами органы опеки и попечительства, как правило, выявлением таких детей не занимаются. Они лишь организуют его.

После получения сведений о ребенке, нуждающемся в помощи, органы опеки попечительства:

- проверяют достоверность полученной информации);

- берут на учет детей, лишившихся родительского попечения;

- избирают форму их устройства;

- осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Такой контроль ведется за подопечными детьми в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Гражданского Кодекса, а также за ребенком, переданным на усыновление, за воспитанниками приемных семей.

Семейный кодекс обращает внимание на то, что деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается. Данному положению Семейного кодекса противоречит часть 4 статьи 6 Закона опеке и попечительстве, где сказано, что полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Rambler's Top100