Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 126.1 Семейного кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.

Комментарий юриста:

Посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая посредническая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается. Практически это означает, что усыновление детей осуществляется строго определенными органами, указанными в законе. Функции по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы опеки и попечительства. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, желающим усыновить российского ребенка, помощь в усыновлении оказывают специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации.

Деятельность таких организаций на территории РФ осуществляется в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. В целях регулирования деятельности иностранных государственных органов и организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей на территории РФ через свои представительства, принято постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 654, которым утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением.

Иностранные организации, занимающиеся усыновлением на территории России, должны иметь разрешение от Минобрнауки России на открытие своего представительства на территории РФ. Однако на практике некоторые из представительств работают без разрешения, т.е. незаконно. Громкие случаи убийства усыновленных российских детей за границей подтверждают, что процедурой усыновления занимались агентства, не имеющие аккредитации. На территории нашей страны работает около 100, а по неофициальным данным - 220 иностранных представительств, которые оказывают всестороннюю помощь иностранцам при усыновлении российских детей.

Пунктом 2 статьи 126.1 предусмотрено правило о том, что органы и организации, занимающиеся усыновлением, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели. Кроме того, статьей 10 Закона о банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей отмечено, что всю необходимую информацию о ребенке гражданин может получить лично и безвозмездно. Несмотря на это, для некоторых лиц благое дело превратилось в подпольный прибыльный бизнес, поскольку вознаграждение за усыновление ребенка варьируется от 15 тыс. до 80 тыс. долл. США.

По этой причине в распоряжении агентств появляется информация о детях раньше, чем такая информация поступает в органы опеки и попечительства. Начинают рекламу по усыновлению ребенка задолго до того, как малыш будет официально поставлен на учет. В январе 2006 года Генеральной прокуратурой России совместно с американскими правоохранительными органами была пресечена деятельность международной преступной группы, которая под видом оказания различных услуг в течение нескольких лет занималась торговлей детьми. Граждане России и США в Калифорнии создали организацию, которая, пользуясь несовершенством законодательства, собирала конфиденциальную информацию о детях в России, на Украине, в Казахстане, Гватемале и ряде других стран и перепродавала ее агентствам по усыновлению.

В разных странах на эту организацию работали так называемые координаторы, а фактически посредники, которые в детских учреждениях и в других органах за взятки незаконно добывали эту информацию и оказывали другие посреднические услуги. Стоимость их услуг колебалась от 10 тыс. до 20 тыс. долл. за каждого ребенка. При этом некоторые граждане США, заплатив деньги компании, так и не смогли найти сына или дочь, которых они хотели бы взять в семью, поскольку в указанной стране детей с таким именем и фамилией не было. Работниками компании была продана информация и о нескольких десятках российских детей. В частности, как установлено следствием, эта организация имела отношение к усыновлению погибшего в США российского ребенка, который был усыновлен в конце 2003 г. американской парой, проживающей в пригороде Чикаго.

Буквально через шесть недель, 18 декабря 2003 года, ребенок был госпитализирован в бессознательном состоянии и на следующий день скончался. Девочка, которую они усыновили вместе с мальчиком, была отправлена в местный детский дом. Женщину приговорили к 12 годам лишения свободы. В целях пресечения извлечения прибыли от процедуры усыновления, законодатель предусмотрел требование о том, что для получения разрешения на открытие представительства иностранной организации необходимо представить документ о перечне услуг с указанием их стоимости, предоставляемых иностранной организацией кандидатам в усыновители (пункт 4 Положения о контроле за деятельностью иностранных организаций по усыновлению детей на территории России).

Принятие такого положения обусловлено тем, что указанные выше суммы, взимаемые незаконно с усыновителей, по документам "скрывались" в таких расходах, как вознаграждение переводчику, за подготовку документов и т.д. Предоставление информации с четким переселением услуг, указание их стоимости призваны обеспечить прозрачность процедуры усыновления. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь своего представителя, а также пользоваться услугами переводчика. Права и обязанности представителя, участвующего в процессе усыновления, определены статьями 182 - 189 Гражданского Кодекса, статьями 48 - 54 Гражданского Процессуального Кодекса.

Полномочия такого представителя должны быть оформлены доверенностью о учетом требований статьи 185 Гражданского Кодекса. Если усыновителем является иностранный гражданин, необходимо выяснить содержание законодательства его страны, которое, по сути, может отличаться от российского. В частности, если доверенность выдана представителю на неопределенный срок, необходимо представить выписку из законодательства соответствующего государства о порядке выдачи и сроках действия таких доверенностей, на что обращается внимание в письме Минобрнауки России от 19.12.2006 № 06-1892 "О приеме документов для получения разрешения на открытие представительства и разрешения на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению): детей на территории Российской Федерации".

Более того, во избежание личной заинтересованности в исходе дела по усыновлению, законом предусмотрено ограничение в отношении сотрудников представительств, так, в частности, сотрудниками представительств иностранных государств не могут быть работники воспитательных, образовательных учреждений и работники, осуществляющие работу по усыновлению ребенка (пункт 18 Положения о контроле за деятельностью иностранных организаций по усыновлению детей на территории России). Практическая целесообразность данного положения очевидна, так как названная категория лиц в силу занимаемого ими положения обладает информацией об усыновляемом ребенке, использование которой может носить, в том числе и корыстный характер, что противоречит интересам усыновляемого ребенка. Пример из практики подтверждает необходимость личного участия усыновителей в процессе об усыновлении, несмотря на наличие у них своего представителя.

Судебная практика: Супруги Ф. - граждане США - обратились с просьбой об усыновлении двухлетнего Николая К., гражданина России, воспитанника дома ребенка. При обращении были соблюдены все требования статей 124 - 127 Семейного кодекса. Однако приехать ко дню рассмотрения дела в суде они не смогли, уполномочив на участие в процессе своего представителя. Тем не менее суд своим решением удовлетворил просьбу Ф. об усыновлении двухлетнего российского ребенка гражданами США. По этому делу Верховный Суд РФ разъяснил следующее: пункт 3 статьи 126.1 Семейного кодекса устанавливает, что обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя. В статье 273 Гражданского Процессуального Кодекса предусмотрено, что заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя). В пункте 20 Правил ведения банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, указано, что иностранный гражданин лично предъявляет соответствующие документы. Таким образом, участие представителя в процессе усыновления возможно только вместе с заявителем, а не вместо него. При этом представление интересов иностранного гражданина в судебном заседании об усыновлении может осуществлять любое лицо, а не только специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей через свои представительства, открываемые в установленном порядке в Российской Федерации.

Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей специально не установлена. Действующее законодательство предусматривает как административную, так уголовную ответственность, но не за посредническую деятельность, а за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью (статья 5.37 КоАП) и за незаконное усыновление (статья 154 Уголовного Кодекса). За незаконное усыновление установлено наказание в виде штрафа или исправительных работ сроком до одного года. При этом под незаконными действиями по усыновлению детей понимают действия, нарушающие порядок усыновления. Что касается посреднической деятельности по усыновлению детей, то, скорее всего, наиболее точное определение понятия такой посреднической деятельности дано в Правилах передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (в ред. 11.04.2006).

Посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка, не допускается (пункт 4 названных Правил).

 

Rambler's Top100