Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 155.1 Семейного кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

В случае, если на территории субъекта Российской Федерации, где выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, отсутствует организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он может быть устроен в целях обеспечения ему необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей, этот ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого такая организация имеется.

Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.

2. Временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.

3. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью.

4. По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий юриста:

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, относится к обязанностям органа опеки и попечительства. Это положение относится как к устройству в семью, так и к устройству в различного рода организации, для того предназначенные (дом ребенка, детский дом, школа-интернат на полное государственное попечение и др.). Оставшиеся без родительского попечения дети в возрасте с рождения до четырех лет передаются в дом ребенка ведомства органов здравоохранения.

Сюда входят дети, поступающие из родильного дома, лечебно-профилактического учреждения, учреждений системы МВД России. Передача ребенка из медицинского учреждения в дом ребенка осуществляется без участия органов опеки и попечительства. В дом ребенка устраиваются дети без указания сроков их пребывания, которые во многом зависят от причин утраты родительского попечения. Дом ребенка действует на основании Положения об организации деятельности дома ребенка, утвержденного приказом Минздрава России от 24.01.2003 №2.

Для детей, утративших родительское попечение, которых не удалось устроить в семью, предназначены государственные муниципальные организации, деятельность которых регулируется Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 676 (в ред. от 10.03.2009). Данное Положение является типовым для следующих видов образовательных учреждений для осиротевших детей:

- детский дом (для детей раннего возраста от одного года шести месяцев до трех лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанного;

- детский дом-школа, школа-интернат;

- специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Причем суд, вынесший решение о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, не определяет форму устройства ребенка, лишившегося родительского попечения. Такие дети передаются на попечение органов опеки и попечительства, которые и решают возникшие в связи с устройством осиротевших детей проблемы. При этом они руководствуются пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса, где сказано, что лишь при отсутствии возможности устройства в семью дети подлежат устройству в организации всех типов, предназначенных для устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

Сюда дети попадают, как правило, без указания срока их пребывания, которое завершается их совершеннолетием или возрастом, близким к совершеннолетию. Поскольку большинство образовательных организаций сориентировано на возраст ребенка, его переход из одного учреждения в другое осуществляется администрацией. То же самое происходит в случае изменения состояния здоровья, развития ребенка, когда он, например, из образовательного учреждения переводится по показателям медико-психологической-педагогической комиссии в организацию социального обслуживания - дом инвалидов.

Стремление как-то приблизить условия жизни ребенка к семейным вызвало к жизни создание, например, детских домов семейного типа, где находятся разновозрастные дети, пансионата, организаций, именуемых "киндердорф" и др. В тех случаях, когда не удается сразу определить, куда следует устроить осиротевшего ребенка, органы опеки и попечительства прибегают к помощи детских учреждений, где ребенок устраивается на время. Временное установление опеки и попечительства, передача на время в семью, заменяющую родителей, подразумевает помощь лицам, осуществляющим родительские права и обязанности, поскольку они по причинам объективного порядка не могут заботиться о детях какое-то время (болезнь, командировка и т.п.).

Тогда им навстречу приходит государство, позволяя устроить ребенка на четко определенное ими время в одно из детских учреждений. Но при этом их права и обязанности в отношении несовершеннолетнего не прекращаются, будь то родители, усыновители, приемные родители. Но от такого временного устройства нужно отличать устройство брошенного ребенка на время в одно из детских учреждений, пока органами опеки и попечительства не будет найдена возможность устроить ребенка постоянно до его совершеннолетия. К таким учреждениям относятся: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей, которые действуют на основе Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 8961.

В том и в другом учреждении дети находятся в течение срока, необходимого для оказания экстренной социальной помощи и решения вопросов дальнейшего устройства, т.е. временно. Контроль за условиями жизни ребенка в опекунской семье, у усыновителей, в приемной семье служит действенной гарантией обеспечения интересов несовершеннолетнего, который растет не в кровной семье. Аналогичное требование предъявляется и к учреждениям любого профиля, куда попадает ребенок на время либо постоянно. Такой контроль осуществляется практически не всегда и не везде, а он особенно важен, поскольку ребенок живет не в семье, где в эмоциональном плане он получает все, что необходимо для его развития.

Вопрос о положении выпускников детских домов и других аналогичных учреждений относится к числу наиболее сложных и болезненных. Выходя в жизнь, выпускник, не имеющий работы, средств к существованию, жилья, близких, сталкивается с большими трудностями, даже если он имеет права, реализация которых позволяет ему адаптироваться к жизни в обществе. Возложение на органы опеки и попечительства обязанности быть попечителем такого подростка означает, что его судьба не может быть безразлична государству. Такой попечитель должен быть всегда готов выполнять обязанности по защите своего подопечного, помогать ему с получением жилья, работы. К тому же такой попечитель заинтересован найти конкретное лицо, способное более эффективно помогать подопечному, даже если он достиг совершеннолетия.

 

Rambler's Top100