Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 155.2 Семейного кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 155.2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

2. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

3. Организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

4. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем три месяца. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев.

5. Граждане, в семью которых временно передан ребенок в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации.

6. В целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, организация, которая указана в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которую помещен под надзор ребенок, вправе обращаться в орган опеки и попечительства с просьбой о предоставлении информации о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведется в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".

Порядок и условия временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комментарий юриста:

Устройство ребенка, лишившегося родительского попечения, в одну из организаций (медицинскую, оказывающую социальные услуги, некоммерческую), сопряжена с определенной затратой времени, необходимого для оформления целого ряда документов. В их числе те, что имеют прямое отношение к состоянию здоровья несовершеннолетнего, к определению причин утраты родителей. Все это время в порядке исключения ребенок уже может находиться в одном из названных учреждений, допустим, в изоляторе, но права и обязанности этого учреждения в отношении вновь прибывшего воспитанника возникают лишь с момента принятия органами опеки и попечительства акта об устройстве ребенка. Следовательно, пункт 1 статьи 155.2 делает акцент на формальном моменте, с чем трудно согласиться. Надо полагать, что эти права и обязанности возникают, как только несовершеннолетний переступил порог учреждения, куда его направили.

При поступлении в одно из перечисленных учреждений несовершеннолетний становится его воспитанником без ограничения времени пребывания, если иное не предусмотрено Семейным кодексом. Причем он поступает на полное государственное попечение, целиком и полностью вверяется принявшему его детскому учреждению, которое становится опекуном или попечителем своего воспитанника в лице руководителя данного учреждения (главного врача в доме ребенка, директора в детском доме и т.п.). Поэтому такому несовершеннолетнему опекуны и попечители в лице других граждан не назначаются. И защита прав, интересов воспитанника целиком и полностью возлагается на руководителя учреждения, где находится его воспитанник. Если он попадает в это учреждение на время и его правовая связь с ранее назначенным опекуном (попечителем) не прерывается, то защиту интересов воспитанника осуществляют как опекун или попечитель, так и руководитель детского учреждения, которые несут солидарную ответственность за ребенка. Что же касается объема, характера прав и обязанностей руководителя детского учреждения, то они аналогичны правам и обязанностям опекуна или попечителя (статья 148.1 Семейного кодекса).

Поиски путей устройства несовершеннолетнего, лишившегося родительского попечения, в семью вызвали своеобразную практику, которая заключается в том, что детское учреждение, где находится ребенок, берет на себя поиск семьи, готовой принять на свое воспитание воспитанника. Причем такую семью, граждане которой постоянно проживают на территории РФ. Но пункт 3 статьи 155.2 допускает такую передачу лишь на время (на период каникул, выходных и праздничных дней, на время отпуска членов семьи и т.п.) и не рассматривает ее как форму устройства ребенка в семью, с чем трудно согласиться. Устройство на время - это тоже устройство. Его привлекательность в том, что оно может завершиться оформлением возникших семейных, аналогичных родительским отношений, будь то усыновление или опека (попечительство).

Даже если временное пребывание в семье не завершится установлением правовых отношений, оно полезно и нужно воспитаннику детского учреждения. Что же касается формальной стороны временной передачи воспитанника в семью, то вряд ли имеет смысл издавать администрации на этот счет соответствующее распоряжение, достаточно одного согласия, выраженного в устной форме. Но знать, куда, в какую семью идут дети, следует, ознакомившись с лицами, желающими принять ребенка. И конечно, если есть сомнения в пользе такого посещения детьми семьи, желаемого на то согласия быть не должно. Тем более что пункт 3 статьи 155.2 специально оговаривает: "Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам".

Передача ребенка-воспитанника детского учреждения в семью допускается лишь на определенное время. Оно обозначается следующим образом:

- на срок не более чем один месяц;

- при наличии исключительных обстоятельств при условии его непрерывности. Этот срок не может превышать три месяца. Что считать исключительными обстоятельствами - практика еще не определила.

Следовательно, речь идет не о краткосрочном пребывании воспитанника в гостеприимной семье, исчисляемом днями и даже 1-2 неделями, а большом сроке, когда ребенок способен привязаться к принявшей его семье, а потому разрыв с нею крайне нежелателен. Чтобы его предотвратить, желательно побеседовать с теми, кто принимает у себя таких детей. Оговорка относительно возможности передачи воспитанника детского учреждения только в семью, проживающую на российской территории, понятна.

Если ребенок уедет в другое государство, велик шанс того, что он не вернется, и проконтролировать, зачем его увезли, в какие он попал условия, практически невозможно. Вот почему граждане, в семью которых временно передан ребенок, не вправе осуществлять его вывоз из Российской Федерации. К тому же процедура оформления выезда требует времени, которое может не совпадать с допустимым сроком временной передачи воспитанника детского учреждения в семью.

Передача воспитанника детского учреждения на время в семью не исключает ситуаций, когда возникает сомнение в целесообразности такой передачи. Тогда организация (учреждение), где постоянно находится несовершеннолетний, вправе обращаться в орган опеки и попечительства с просьбой провести обследование условий жизни семьи, готовой принять ребенка. Другими словами, получить информацию о гражданах, проявляющих такое гостеприимство по отношению к детям.

И вовсе не обязательно, чтобы речь шла о гражданах, намеревающихся впоследствии стать опекунами или попечителями. Ими могут быть лица, которые как-то в свободное от работы время готовы организовать несовершеннолетним семейный отдых, общение с семьей, приобщение к семейным ценностям. Надо полагать, что такую проверку не обязательно поручать органам опеки и попечительства. Ее можно организовать и силами детского учреждения.

 

Rambler's Top100