Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 162 Семейного кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 162. Установление и оспаривание отцовства (материнства)

1. Установление и оспаривание отцовства (материнства) определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению.

2. Порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории Российской Федерации определяется законодательством Российской Федерации. В случаях, если законодательством Российской Федерации допускается установление отцовства (материнства) в органах записи актов гражданского состояния, проживающие за пределами территории Российской Федерации родители ребенка, из которых хотя бы один является гражданином Российской Федерации, вправе обращаться с заявлениями об установлении отцовства (материнства) в дипломатические представительства или в консульские учреждения Российской Федерации.

Комментарий юриста:

В отличие от правила статьи 164 КоБС, по которой установление отцовства в Российской Федерации независимо от гражданства родителей и ребенка и места их жительства производилось по российскому законодательству, пункт 1 статьи 162 подчиняет установление и оспаривание отцовства (материнства) законодательству государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Дети, таким образом, получают защиту по нормам законодательства страны своего гражданства, как это принято и в ряде иностранных государств. Пункт 1 статьи 162 указывает на гражданство детей по рождению. Поэтому приобретение ребенком впоследствии (к моменту установления отцовства) гражданства другого государства не влияет на подлежащее применению законодательство - им и в этом случае остается законодательство государства, гражданином которого ребенок был по рождению.

Согласно статье 12 Закона о гражданстве Российской Федерации ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве России, является российским гражданином независимо от места рождения. Гражданство родителей, таким образом, автоматически распространяется на родившегося ребенка и является его гражданством по рождению. Для детей, лишь один из родителей которых является российским гражданином, действуют следующие правила названного Закона:

1) если второй родитель - лицо без гражданства или признан безвестно отсутствующим или место его нахождения неизвестно, ребенок является российским гражданином независимо от места рождения;

2) если второй родитель - гражданин иностранного государства, ребенок приобретает российское гражданство, если он родился на территории России либо если в ином случае он станет лицом без гражданства.

Если оба родителя, проживающие в России, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, ребенок приобретает российское гражданство, если он родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства. Находящийся на территории России ребенок, родители которого неизвестны, регистрируется в органах ЗАГС как российский гражданин, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка, так как презюмируется, что его родители - граждане России. Если по рождению ребенок является иностранным гражданином, последующее изменение его гражданства, в результате чего он становится, например, российским гражданином, не должно влиять на подлежащее применению право.

Коллизионные вопросы установления отцовства (материнства) получили разрешение в ряде международных договоров РФ о правовой помощи. В большинстве случаев предписывается, как и в пункте 1 статьи 162, применение законодательства государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Так решен вопрос в статье 25 Договора между СССР и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 ноября 1984 года и в большинстве других договоров о правовой помощи, содержащих коллизионные нормы семейного права, а также в статье 31 Минской конвенции 1993 года. Следует, однако, иметь в виду, что Кишиневская конвенция 2002 года внесла некоторые изменения в регулирование установления и оспаривания отцовства (это одно из немногих изменений коллизионных норм Минской конвенции 1993 года): согласно статье 34 определяющим считается законодательство договаривающейся стороны, гражданином которой является ребенок, и лишь при невозможности определения его принадлежности к гражданству - законодательство стороны, гражданином которой ребенок является по рождению.

И некоторые договоры о правовой помощи, например Договор с Румынией 1958 года, в отличие от пункта 1 статьи 162 Семейного кодекса предписывают применение законодательства того из договаривающихся государств, гражданином которого является ребенок. Порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории России определяется согласно пункту 2 статьи 162 российским законодательством: применению подлежат правила главы 10 Семейного кодекса, определяющие процедуру установления или оспаривания отцовства (материнства) - административную или судебную. Это относится и к тем случаям, когда в силу пункта 1 статьи 162 Семейного кодекса применению подлежит иностранное семейное законодательство.

В случаях, когда российское законодательство допускает установление отцовства (материнства) путем государственной регистрации в органах ЗАГС, например при установлении отцовства лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, путем подачи отцом и матерью совместного заявления в орган ЗАГС (пункт 3 статьи 48 Семейного кодекса), проживающие за пределами территории России родители ребенка вправе обращаться с заявлениями об установлении отцовства в дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации. Однако установление отцовства в указанном порядке допускается законом лишь тогда, когда хотя бы один из супругов является российским гражданином.

Признание в России решений об установлении отцовства (материнства), принятых иностранными учреждениями, осуществляется на общих основаниях, предусмотренных Гражданским Процессуальным Кодексом и другими актами процессуального законодательства, а также международными договорами РФ. Например, согласно статье 50 Договора о правовой помощи с Эстонией вступившие в законную силу решения судов и органов по опеке и попечительству одной договаривающейся стороны, если они не требуют по своему характеру исполнения, признаются на территории другой договаривающейся стороны без специального производства.

 

Rambler's Top100