Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 165 Семейного кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 165. Усыновление (удочерение)

1. Усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.

При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должны быть также соблюдены требования статей 124 - 126, статьи 127 (за исключением подпункта 7 пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131 - 133 настоящего Кодекса с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.

Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

2. В случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке.

3. Защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Усыновление (удочерение) являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации ребенка, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Комментарий юриста:

Если супруги, усыновляющие ребенка, имеют разное гражданство, должны быть, очевидно, соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена. Если ребенок усыновляется лицом без гражданства, усыновление согласно абзацу 1 пункта 1 данной статьи производится в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства. Наличие гражданства определяется на момент подачи заявления об усыновлении или его отмене (если ставится вопрос об отмене усыновления). При этом следует иметь в виду относящиеся к определению гражданства общие правила. Абзац 2 пункта 1 статьи 165 требует соблюдения при усыновлении и российского семейного законодательства, а именно статей 124-126, 127, 128, 129, 130 (кроме абзаца 5), 131 - 133 Семейного кодекса. Если требования соответствующего иностранного законодательства либо требования указанного российского законодательства не соблюдены, усыновление не должно производиться.

Круг отношений, на которые распространяется коллизионная норма абзаца 2 пункта 1 статьи 165, определен в самой этой норме путем отсылок к положениям конкретных статей Семейного кодекса. Но здесь надо иметь в виду, что перечень статей Семейного кодекса, соблюдение правил которых  статья 165 требует, включает в себя и статьи, содержащие правила, носящие процессуальный характер и относящиеся к процедуре усыновления; применительно к таким отношениям коллизионный вопрос вообще не возникает. Российское право применялось бы в этих случаях и при отсутствии упоминания соответствующих статей в статье 165 Семейного кодекса. Речь идет, в частности, о регулировании в статье 125 Семейного кодекса порядка рассмотрения судом дел об усыновлении; в статье 126 - порядка учета детей, подлежащих усыновлению, в статье 126.1 - порядка деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории России.

К сфере действия коллизионной нормы абзаца 2 пункта 1 статьи 165 Семейного кодекса, отсылающей к российскому семейному праву, очевидно, относятся правила, определяющие: во-первых, возможность лица быть усыновителем - дееспособность будущего усыновителя, отсутствие ограничений или лишения родительских прав, добросовестность в исполнении обязанностей опекуна (попечителя); в отношении бывших усыновителей - отсутствие факта отмены усыновления по их вине; выполнение требований к состоянию здоровья (отсутствие заболеваний, перечисленных в утвержденном Правительством РФ перечне), наличие постоянного места жительства и т.п. (статья 127 Семейного кодекса); во-вторых, устанавливающие разницу в возрасте между усыновителем и усыновляемым (в России такая разница составляет 16 лет); в-третьих, согласие родителей и, возможно, других лиц на усыновление ребенка (условия получения согласия, его форма, право отозвать согласие, возможность обойтись без такого согласия); в-четвертых, согласие усыновляемого ребенка на усыновление (статья 132 Семейного кодекса требует получения согласия детей, достигших 10 лет); в-пятых, возможность ребенка быть усыновленным (статья 124 Семейного кодекса); в-шестых, согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка (статья 133 Семейного кодекса).

В перечне, предусмотренном в абзаце 2 пункта 1 статьи 165, не упоминается регулирование имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка (статья 134 Семейного кодекса), возможность изменения даты и места его рождения (статья 135 Семейного кодекса), записи усыновителей в качестве родителей усыновленного (статья 136 Семейного кодекса), возможность, основания и последствия отмены усыновления (статьи 140-144 Семейного кодекса). Распространяется ли на эти отношения действие российского права в соответствии с коллизионной нормой абзаца 2 пункта 1 статьи 165 Семейного кодекса? Поскольку законодатель не ограничился общим указанием на применение российского семейного права при усыновлении в России российских детей иностранцами, а счел необходимым прямо указать на соответствующие статьи Семейного кодекса, вплоть до указания конкретных абзацев, едва ли можно распространять действие данной коллизионной нормы на отношения, выходящие за пределы приведенного списка статей.

Особенно важен в связи с этим вопрос о праве, подлежащем применению к отмене усыновления, поскольку в некоторых странах (например, во Франции, США) отмена усыновления по требованию усыновителя не допускается. На практике вопрос возникает при поступлении в российские суды заявлений иностранцев-усыновителей об отмене усыновления, произведенного ранее российским судом, в связи с выявившейся невозможностью адаптации ребенка в их семье. Одновременное применение в соответствии с пунктом 1 статьи 165 Семейного кодекса и иностранного (по абзацу 1) и российского (по абзацу 2) семейного права означает, очевидно, что практически должны быть выполнены требования и того, и другого права. Если например, необходимая разница в возрасте между усыновителем и усыновленным по иностранному праву составляет более 16 лет, должны быть соблюдены требования итого более строгого иностранного закона. Иностранный закон может содержать иные требования к усыновителю — такие требования тоже должны быть выполнены.

Абзац 3 пункта 1 статьи 165 содержит специальное правило для случаев усыновления российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами России: усыновление производится в порядке, установленном Семейным кодексом для граждан Российской Федерации, если, конечно, международный договор РФ не предусматривает иного. Российское законодательство содержит ряд специальных правил, относящихся к процедуре усыновления российских детей иностранцами в России. 29 марта 2000 года Правительством РФ были утверждены Правила передачи детей на усыновление, в которых определены порядок и условия такой передачи и контроля. Усыновление детей - российских граждан иностранными гражданами и лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей: 1) на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в России; 2) на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (статья 24 Правил передачи детей на усыновление).

Посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в России не допускается. Посреднической деятельностью, однако, не является деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории России в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. Эти органы и организации не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели (статья 126.1 Семейного кодекса). Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 утверждено Положение о контроле за деятельностью иностранных организаций по усыновлению детей на территории России, согласно которому усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации, осуществляется с помощью иностранных государственных органов и организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, имеющих на территории России свои представительства.

В Обзоре, подготовленном отделом работы с законодательством Верховного Суда РФ и утвержденном 7 апреля 2004 года постановлением Президиума Верховного Суда РФ, отмечается, что участие представителя в процессе усыновления возможно только вместе с заявителем, а не вместо него. Есть особенности в порядке пользования иностранцами государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и другие. Пленум Верховного Суда РФ, давший судам: в Постановлении от 20.04.2006 № 8 разъяснения по вопросам процедуры усыновления российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства, в частности, определил свою позицию в отношении подсудности подобных дел. Так, применительно к случаям усыновления детей иностранцами, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, было указано: "Если данные лица состоят в браке с гражданами Российской Федерации, с которыми постоянно проживают на территории Российской Федерации, и желают усыновить (удочерить) пасынка (падчерицу), являющегося гражданином Российской Федерации, либо желают совместно с мужем (женой) усыновить иного ребенка - гражданина Российской Федерации, то, учитывая, что Гражданский Процессуальный Кодекс РФ не устанавливает специальной подсудности таких дел, она определяется исходя из общих правил.

Поскольку одним из усыновителей является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, эти дела также подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства ребенка (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8). Был разъяснен также вопрос о родовой подсудности дел об отмене усыновления российских детей иностранцами. Учитывая, что в соответствии с частью 2 статьи 269 Гражданского Процессуального Кодекса дела об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории России, иностранными гражданами или лицами без гражданства рассматриваются соответственно верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка, Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что дела об Отмене усыновления ребенка в указанных случаях также должны разрешаться вышеназванными судами (пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8).

Абзацы 1 и 2 пункта 1 статьи 165 говорят о применении права, того или иного государства только в случаях усыновления в России российского ребенка. Вопрос об усыновлении в России ребенка, являющегося иностранным гражданином, затрагивается в абзаце 4 этого пункта. Однако общей коллизионной нормы эта часть не содержит, указывая лишь на применение иностранного права в отношении требования согласия ребенка на усыновление и на обязательность получения согласия законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок. Правило пункта 2  статьи 165 направлено на защиту прав усыновляемых детей и носит общий ограничительный характер: независимо от гражданства усыновителя (следовательно, и от подлежащего применению законодательства) при нарушении прав ребенка, установленных российским законодательством и международными договорами РФ, например Конвенцией о правах ребенка, усыновление не может быть произведено, а произведенное усыновление подлежит отмене. Пленум Верховного Суда РФ в упомянутом Постановлении от 20.04.2006 №8 разъяснил, что под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития.

Пункт 3 статьи 165 имеет в виду осуществляемую за пределами Российской Федерации консулами России защиту прав и законных интересов детей, являющихся гражданами России и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Защиту и покровительство за пределами России гражданам Российской Федерации гарантирует Конституция (часть 2 статьи 61). Пункт 4 статьи 165 предусматривает признание в России усыновления ребенка - российского гражданина, проживающего за границей, если оно произведено компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель. Требуется лишь установить, что орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за границу, дал предварительное разрешение на усыновление. Аналогичное правило содержалось и в прежней редакции статьи 165 КоБС, но если там речь шла о производстве усыновления органами государства, на территории которого проживает ребенок, то пункт 4 статьи 165 говорит об органах государства, гражданином которого является усыновитель. Иначе определен и орган, дающий разрешение на усыновление.

Компетентность органа, производящего усыновление, о которой упоминается в пункте 4 статьи 165, определяется в иностранных государствах по-разному. Например, в Швейцарии усыновление производится в судах или административных органах по месту жительства усыновителя или супругов, совместно усыновляющих ребёнка. Споры об усыновлении рассматриваются судами, компетентными по делам об усыновлении или оспаривании происхождения. Допускается усыновление в швейцарских органах и в том случае, когда усыновитель - швейцарский гражданин не имеет места жительства в этой стране, если усыновление в стране, где он живет, невозможно или нельзя разумно требовать, чтобы заявление об усыновлении было подано по месту жительства за рубежом (статьи 75, 76 Закона о международном частном праве 1987 года). Хотя статья 165 Семейного кодекса об этом не говорит, признаются, очевидно, в России действительными и усыновления, произведенные за границей в отношении иностранных граждан - это вытекает из статьи 415 Гражданского Процессуального Кодекса, согласно которой в России признаются решения иностранных судов относительно статуса гражданина государства.

Россия участвует в Конвенции о правах ребенка, в которой нашли отражение общие принципы усыновления детей. Согласно Конвенции государства-участники должны обеспечивать учет при усыновлении в первую очередь интересов ребенка; усыновление должно производиться только компетентными властями в соответствии с применимыми законами и процедурами; усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным; при усыновлении ребенка в другой стране должны применяться такие же гарантии и нормы, какие применяются в отношении усыновления внутри страны; государства должны принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанным с этим лицам (статья 21).

 

Rambler's Top100