Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 40 Закона о защите прав потребителей

Официальный текст:

Статья 40. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей

1. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:

1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;

2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;

4) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;

5) статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах);

6) ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;

7) ежегодную подготовку на основании результатов деятельности, предусмотренной подпунктами 1 - 6 настоящего пункта, государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

4. Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) информацию и документы по вопросам защиты прав потребителей;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территорию, здания, помещения и сооружения, используемые изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по контролю;

3) проводить отбор проб и образцов товаров, предназначенных для реализации и реализуемых потребителям, для проведения их исследований, испытаний;

4) выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде;

5) составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

6) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

7) обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.

5. Орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5.1. Предписание, выданное при осуществлении государственного надзора в области защиты прав потребителей, может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи. В случае принятия заявления об обжаловании этого предписания к производству арбитражного суда исполнение этого предписания приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.

6. Орган государственного надзора вправе давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

7. Государственный надзор за соответствием товаров требованиям безопасности, установленным техническими регламентами, осуществляется также уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

8. Орган государственного надзора совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 7 настоящей статьи, осуществляет формирование и ведение открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий юриста:

В редакции Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 171-ФЗ данная статья подверглась значительным изменениям. Кроме исключения из прежней редакции прямого указания на федеральный антимонопольный орган и замену его на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, новая редакция статьи включает и уточненный перечень мероприятий, проводимых в рамках этого контроля.

Так, в частности, дополнительно установлены следующие мероприятия государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей:

- выдача предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

- направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии;

- направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителей.

В соответствии с пунктом 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что вновь образованной Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения РФ, в сфере надзора на потребительском рынке - Министерства экономического развития и торговли РФ, в сфере защиты прав потребителей - упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Согласно постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 года № 154 также установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.

Роспотребнадзор находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. К основным функциям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отнесены следующие:

- организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей;

- предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в КоАП РФ;

- осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;

- осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

- осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов;

- осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

- организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.

Во исполнение Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 Правительство РФ постановлением от 30 июня 2004 года № 322, действуя в рамках возложенных на него полномочий, утвердило Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, определив компетенцию этого органа и объем его полномочий.

Согласно разделу 2 утвержденного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

1. Осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

- государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

- контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

- аккредитацию испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий, и проверку их деятельности в части работы по подтверждению соответствия указанной продукции и выдачи сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

- государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации.

2. Выдает лицензии на осуществление:

- деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

- деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.

3. Регистрирует:

- впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

- отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

- отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

- лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов.

4. Устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

5. Информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

6. Готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов РФ ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга.

8. Организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

9. Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

10. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций.

11. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

12. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.

13. Обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке.

14. Организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

15. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы.

16. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

17. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

18. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Роспотребнадзор имеет право:

- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

- пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

- разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Полномочия Роспотребнадзора в области обеспечения биологической и химической безопасности установлены постановлением Правительства РФ от 16 мая 2005 года № 303. Приказом Роспотребнадзора от 26 февраля 2006 года № 35 с 15 мая 2006 года на территориальные органы Роспотребнадзора возложена обязанность регистрации пищевых добавок (в том числе комплексных, технологических вспомогательных средств, обогащающих добавок, вкусовых и вкусоароматических добавок (основ), ароматизаторов, заквасок).

Территориальные органы Роспотребнадзора действуют на основании Типового положения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2006 года № 308. Этот нормативный акт определяет, что территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту РФ.

Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имущество Управления является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления. Месте нахождения Управления и его территориальных отделов определяется Роспотребнадзором.

Основными задачами Управления являются:

- организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;

- предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;

- профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.

Управление в пределах своей компетенции осуществляет:

- надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;

- деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также применяет меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- организацию и осуществление санитарно-карантинного надзора (контроля) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях предупреждения завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также потенциально опасных для населения товаров и грузов;

- государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

- контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в пределах своей компетенции;

- лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

- лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;

- организацию проведения мероприятий по установлению и устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека;

- организацию и проведение мероприятий по санитарной охране территории соответствующего субъекта РФ от заноса и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также от ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека;

- информирование органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, органов местного самоуправления, а также населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания, проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях и о меpax по защите прав потребителей;

- внесение предложений в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления;

- сбор информации о каждом впервые выявленном случае инфекционного, паразитарного, профессионального заболевания, пищевого отравления, а также организует, контролирует и принимает участие в проведении противоэпидемических (профилактических) мероприятий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- подготовку и выдачу санитарно-эпидемиологических заключений по вопросам осуществления надзора в пределах своей компетенции на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, анализов, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;

- организацию и проведение социально-гигиенического мониторинга;

- проведение анализа практики применения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о защите прав потребителей, предоставление обобщенной информации в Федеральную службу;

- прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений, запросов органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

- организацию работы территориальных отделов;

- координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;

- координацию и контроль в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельности федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы;

- формирование перечня мероприятий, проводимых федеральными государственными учреждениями, обеспечивающими деятельность Управления в соответствующем субъекте РФ, и контроль за их исполнением;

- подготовку по запросу Федеральной службы материалов для ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о защите прав потребителей в соответствующем субъекте РФ;

- ведение государственного учета и статистической отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- комплектование, хранение, учет и использование архивных документов Управления;

- функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций;

- обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;

- обеспечение в установленном порядке мобилизационной подготовки Управления и федеральных государственных учреждений;

- организацию и реализацию мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне в Управлении и федеральных государственных учреждениях;

- участие в создании системы оперативного обмена информацией по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;

- профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку и аттестацию работников Управления и федеральных государственных учреждений;

- проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

Управление в установленном порядке вправе:

- привлекать научные и иные организации, ученых и специалистов для проработки вопросов в пределах своей компетенции, а также организации и экспертов для проведения экспертиз, анализов, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;

- запрашивать и получать материалы и сведения по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

- организовывать и проводить конференции, совещания, семинары по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, участвовать в их работе;

- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) в пределах своей компетенции.

В целях осуществления взаимодействия и координации с органами исполнительной власти субъекта РФ Управление осуществляет следующие полномочия:

- выполняет задачи и функции Федеральной службы, связанные с реализацией в субъекте РФ федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента РФ, Правительства РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службы и иных федеральных органов исполнительной власти;

- привлекает органы исполнительной власти субъекта РФ (по согласованию) к осуществлению контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов;

- планирует и осуществляет реализацию совместных мероприятий с органами исполнительной власти субъекта РФ;

- направляет высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) предложения, касающиеся вопросов совместной деятельности Управления и органон исполнительной власти субъекта РФ, а также с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую органам государственной власти субъектов РФ для реализации своих полномочий Щ принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы действуют и принимают решения в соответствии с Регламентом, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 декабря 2005 года № 803. Регламент устанавливает правила организации деятельности Федеральной службы по реализации ее функций и полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе общие правила организации взаимодействия Федеральной службы с другими федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с разделом II Регламента планирование работы Федеральной службы по основным направлениям деятельности осуществляется на основе Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства РФ по ее реализации, Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ, Плана законопроектной деятельности Правительства РФ, планов заседаний Правительства РФ, нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов Минздравсоцразвития России.

Формирование планов и показателей деятельности Федеральной службы осуществляется преимущественно на основе программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

Согласно пункту 52 Регламента решения Федеральной службы оформляются в виде приказа Федеральной службы или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в виде иных актов. Решения руководителя Федеральной службы - Главного государственного санитарного врача Российской Федерации оформляются в виде постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. По вопросам, требующим рассмотрения и подготовки проекта решения Федеральной службы, руководитель Федеральной службы дает письменные поручения (в том числе в форме резолюций), поручения, оформляемые протоколом проведенного у него совещания, а также устные указания руководителям соответствующих структурных подразделений.

Приказы Федеральной службы и постановления Главного государственного врача Российской Федерации, а также резолюции (поручения) руководителя Федеральной службы и его заместителей по рассмотренным документам оформляются и рассылаются исполнителям, как правило, в течение суток, а срочные и оперативные - незамедлительно. Регламент также определяет порядок работы с обращениями граждан и организаций. В Федеральной службе рассматриваются обращения граждан - индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций по вопросам, касающимся сферы деятельности Федеральной службы, порядка исполнения государственных функций, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме личного обращения к должностному лицу во время приема граждан.

Обращения граждан могут поступать в Федеральную службу непосредственно или направляться на рассмотрение Администрацией Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, федеральными органами государственной власти, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ. При необходимости о результатах рассмотрения обращения граждан информируется направивший его орган государственной власти (депутат Государственной Думы или член Совета Федерации Федерального Собрания РФ).

Поступившие в Федеральную службу письменные обращения граждан в зависимости от содержания докладываются руководителю Федеральной службы, заместителям руководителя Федеральной службы либо направляются в соответствующие управления. Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц Федеральной службы, не могут направляться этим должностным лицам на рассмотрение и для ответа заявителю.

Судебная практика:

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 января 2005 года по делу № А29-4722/2004а установлено, что на основании пункта 5 статьи 5 Закона О защите прав потребителей продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности запрещается. Статьей 14.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей.

В пункте 10 Правил продажи отдельных товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55, указано, что продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы установлена в части 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Согласно пункту 53 названных Правил продажи отдельных видов товаров по требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии парфюмерно-косметических товаров, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией. Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет ответственность по статье 14.15 КоАП РФ.

Исследовав представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о совершении предпринимателем вменяемых правонарушений. Доводы заявителя о том, что соответствующие должностные лица не имели полномочий на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении, суд кассационной инстанции отклонил в силу следующего. В абзаце 15 пункта 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что функции Министерства экономического развития и торговли РФ по надзору на потребительском рынке передаются вновь образованной Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Закон допускает возможность привлечения Роспотребнадзора и его территориальных органов к участию в судебном разбирательстве, связанном с защитой прав потребителей. Вступление в дело осуществляется по решению суда или инициативе лиц, участвующих в деле. Основной целью участия Роспотребнадзаора в этом случае будут являться подготовка и представление суду заключения по представленным материалам. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 321 функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области защиты прав потребителей осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Данный федеральный орган исполнительной власти дает также разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Порядок рассмотрения дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении (приостановлении) продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), регламентирован приказом МАП РФ от 4 апреля 1996 года № 42. В соответствии с положениями раздела 1 данного Положения дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются соответствующим территориальным управлением по месту нахождения продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, за исключением случаев когда дело принимается к рассмотрению МАП РФ. Для рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей образуется комиссия. Персональный состав членов комиссии для рассмотрения конкретного дела определяется председателем комиссии в определении о возбуждении дела. Общее количество членов комиссии МАП РФ не может быть менее пяти человек, а комиссии территориального управления - менее трех человек.

В ходе подготовки, рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, а также исполнения решений и предписаний МАП РФ и его территориальные управления вправе осуществлять следующие действия:

- запрашивать у заявителя, а также у продавца (изготовителя, исполнителя) необходимые материалы и документы для ознакомления, снятия копий и приобщения их к материалам дела;

- проводить собеседования с заявителем, а также с представителем продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено Дело;

- запрашивать письменные объяснения по существу дела от продавцов (изготовителей, исполнителей), а также их должностных лиц;

- привлекать к участию в деле заинтересованных лиц;

- привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов;

- проводить проверки продавцов (изготовителей, исполнителей) в отношении соблюдения ими законодательства о защите прав потребителей;

- принимать другие меры для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, прав и обязанностей лиц, участвующих в деле.

Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются в месячный срок с момента вынесения определения о возбуждении дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей. О времени и месте рассмотрения дела извещаются продавец (изготовитель, исполнитель), в отношении которого возбуждено дело, другие лица, которые привлекаются к участию в деле. Представитель продавца (изготовителя, исполнителя) допускается к рассмотрению дела при наличии доверенности или других документов, которые в соответствии с законом могут подтверждать их полномочия.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле могут быть привлечены юридические и физические лица, на объем прав и обязанностей которых может повлиять решение комиссии. В рассмотрении дела может принимать участие в качестве заинтересованного лица заявитель, а также потребитель, чьи права были нарушены. Комиссия не вправе рассматривать дело без участия заявителя и потребителя, если заявитель и потребитель настаивают на своем участии в рассмотрении дела. Неявка заинтересованных лиц не является препятствием к рассмотрению дела.

Комиссия на заседании выясняет следующие вопросы:

- об ее компетенции в отношении рассматриваемого дела;

- о наличии фактов, свидетельствующих о нарушениях прав потребителей;

- были ли приняты все возможные меры для устранения нарушений прав потребителя продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке.

При недостаточности или отсутствии сведений, позволяющих прийти к выводу о наличии или отсутствии нарушения прав потребителей, эти сведения могут быть затребованы у заявителя, а также у продавца (изготовителя, исполнителя). Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, комиссия вправе привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов. На заседании заслушиваются представитель продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, лица, привлеченные к участию в деле, а также специалисты МАП РФ. При этом представитель продавца (изготовителя, исполнителя), а также привлеченные к участию в деле лица вправе:

- знакомиться с материалами дела, за исключением сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну;

- представлять доказательства;

- участвовать в исследовании доказательств;

- задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, экспертам, специалистам;

- заявлять ходатайства;

- давать устные и письменные объяснения комиссии;

- представлять доводы и соображения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам.

Рассмотрение дела на заседании комиссии ведется председателем таким образом, чтобы обеспечить наиболее полный и всесторонний анализ и оценку обстоятельств дела, устранение и предупреждение нарушений законодательства, соблюдение прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело, а также иных заинтересованных лиц. Заседание завершается вынесением решения, в котором излагаются обстоятельства дела, установленные комиссией, и выводы, к которым приходит комиссия в результате рассмотрения дела.

Решение может быть вынесено:

- о выдаче предписания;

- о прекращении дела в связи с отсутствием события и состава нарушения, устранением нарушения до выдачи предписания, невозможностью применения мер воздействия в связи с ликвидацией организации (смертью индивидуального предпринимателя), допустившей нарушение, а также в случае если меры воздействия выходят за рамки компетенции МАП РФ (территориального управления).

Решение состоит из мотивировочной и резолютивной частей.

В решении могут быть даны также рекомендации:

- о предъявлении иска в суд в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации продавца (изготовителя, исполнителя) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей;

- о направлении материалов о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;

- о направлении в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;

- о направлении материалов в федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Решение принимается комиссией в отсутствие всех лиц, участвующих в деле, простым большинством голосов открытым голосованием. В случае равенства голосов голос председателя комиссии является решающим. Председатель и члены комиссии не имеют права воздерживаться от голосования. Председатель подает свой голос последним. Решение комиссии выносится немедленно по окончании разбирательства дела. По особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более 3 дней, но резолютивную часть решения комиссия объявляет на том же заседании, на котором закончилось разбирательство дела. Копия мотивированного решения вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении продавцу (изготовителю, исполнителю), в отношении которого было Возбуждено дело, а также заинтересованным лицам в трехдневный срок со дня его вынесения.

В случае вынесения решения о выдаче предписания комиссия выносит продавцу (изготовителю, исполнителю) предписание о прекращении нарушений прав потребителя (группы потребителей) или неопределенного круга потребителей. Предписание оформляется в течение трех дней после дня окончания разбирательства и одновременно с мотивированным решением вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении продавцу (изготовителю, исполнителю), в отношении которого было возбуждено дело. Предписание содержит указание места и времени его вынесения, наименования органа, выдавшего предписание, указание статьи закона и (или) иного правового акта Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, которая была нарушена, и в чем конкретно выражено нарушение, указание конкретных действий, которые продавец (изготовитель, исполнитель) должен совершить для устранения нарушений законодательства о защите прав потребителей, указание срока устранения нарушения, а также указание даты предоставления информации об исполнении предписания.

В предписании указываются последствия, которые могут возникнуть в случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания, а также порядок обжалования предписания продавцом (изготовителем, исполнителем). Предписание подписывается председателем комиссии. Федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей вправе выдавать отдельные предписания при выявлении в ходе проведения проверок продавцов (изготовителей, исполнителей) следующих нарушений:

- продажи товаров с истекшим сроком годности;

- продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены;

- продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);

- непредоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы.

При выявлении указанных нарушений выдаются предписания:

- о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности;

- о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены;

- о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);

- о прекращении нарушений прав потребителей, выразившихся в непредоставлении необходимой и достоверной информации об исполнителе (изготовителе, продавце), режиме его работы.

Предписание выдается на основании акта проверки продавца (изготовителя, исполнителя), проводимой в установленном порядке. В случае привлечения продавца (исполнителя) к административной ответственности требует уточнения вопрос о соотношении отдельных положений Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и КоАП РФ. Учитывая, что Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ был принят до введения в действие КоАП РФ, его нормы, относящиеся к вопросам выявления и устранения соответствующих нарушений законодательства (в частности, содержащиеся в пункте 3 статьи 9), не должны и не могут противоречить КоАП РФ, имеющему большую юридическую силу.

В этой связи необходимо обратить внимание на тот факт, что согласно статье 1.5 КоАП РФ, закрепляющей принцип презумпции невиновности, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном этим же Кодексом (формы вины указаны в статье 2.2 КоАП РФ), и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. При этом в любом случае выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Указанное означает, что выдача предписания об устранении выявленных нарушений (на основании положений пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ) должностным лицом, составившим по результатам мероприятия по контролю протокол об административном правонарушении, противоречит вышеназванным нормам КоАП РФ, поскольку как таковое подтверждение (установление) виновного факта нарушения и, следовательно, определение оснований для возложения на соответствующее лицо тех или иных обязанностей по устранению этих нарушений (причин, способствовавших его совершению) могут быть осуществлены только должностным лицом (судьей), рассмотревшим дело об административном правонарушении и в установленном порядке вынесшим необходимое на этот счет постановление (статья 29.10 КоАП РФ) и представление (статья 29.13 КоАП РФ).

Более того, поскольку предписание, которое само по себе следует рассматривать как индивидуальный ненормативный акт, вынесенный в случаях и в порядке, установленных законодательством, уполномоченным на то государственным органом, не является институциональным документом, в основе вынесения которого лежали бы нормы процессуального права, закрепленные КоАП РФ, его выдача по формальным основаниям каким бы то ни было должностным лицом Роспотребнадзора никак не должна иметь целью устранение выявленного административного правонарушения.

К числу других подобного рода правовых коллизий следует отнести и вопрос, связанный с оформлением отбора образцов (проб) продукции. Так, согласно статье 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, в случае реализации им в этой связи соответствующего права обязан составить протокол о взятии проб и образцов товаров, предусмотренный статьей 27.10 КоАП РФ, т.е. применить в установленном порядке меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении (статья 27.1 КоАП РФ). Между тем соответствующими положениями Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ, закрепленными, в частности, абзацем 5 статьи 8 и пунктом 1 статьи 9, предусмотрено составление акта об отборе образцов (проб) продукции.

Принимая во внимание в этой связи положения статьи 26.2 КоАП РФ, в том числе установленные частью 3, не допускающей использование по делу об административном правонарушении доказательств, полученных с нарушением закона, формальное несоблюдение в вышеуказанной части требований КоАП РФ может приводить к тому, что результаты исследований и экспертиз, проведенных на основе актов, а не протоколов отбора образцов (проб) продукции, будет необходимо исключать из числа доказательств по делу об административном правонарушении.

 

Rambler's Top100