Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 43 Закона о защите прав потребителей

Официальный текст:

Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий юриста:

В соответствии со статьей 14.7 КоАП РФ обман потребителей, включающий обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Статья 14.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Данное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, наказывается административным штрафом, налагаемым на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных размеров оплаты груда. За не предоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, на должностных лиц также налагается административный штраф в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Судебная практика:

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 марта 2005 года по делу № А23-3738/04А-15-293 определено, что согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).

Между тем продажа верхней одежды с указанием в маркировке о лечебных свойствах товара без соответствующего разрешения на применение таких изделий в медицинских целях в нарушение пункта 72 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года, № 55 с последующими изменениями, а также массажера, измерителя давления производства Япония без указания юридического адреса (места нахождения изготовителя и продавца) является нарушением пунктов 11, 15 названных Правил.

При таких обстоятельствах постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.7 и 14.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. является законным и обоснованным. Нарушение юридическим лицом правил продажи отдельных видов товаров является основанием для привлечения к административной ответственности.

Статья 238 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности. Санкция данной нормы предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Квалифицирующим признаком данного преступления являются:

- совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- совершение в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;
- причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью либо смерть человека.

Деяния, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок от 4 до 10 лет.

Арбитражная практика:

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 ноября 2005 года по делу № КА-А40/10705-05 установлено следующее. Общество с ограниченной ответственностью обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными постановлений Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 14 по городу Москве о привлечении Общества и его генерального директора к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Решением от 6 мая 2005 года Арбитражного суда города Москвы заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным постановления о привлечении Общества к административной ответственности. В остальной части производство по делу прекращено, как не подведомственное арбитражному суду, на основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции от 4 августа 2005 года решение отменено в части признания незаконным постановления о привлечении Общества к административной ответственности и вынесено новое решение, которым отказано в удовлетворении требований в этой части. В остальной части решение оставлено без изменения. Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Общество в кассационной жалобе просит о его отмене как принятого с нарушением пункта 4 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 года № 987, статей 10, 43 Закона О защите прав потребителей, пункта 18 постановления ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10, пункта 3 статьи 1.5 КоАП РФ.

По мнению Общества, не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что в момент проведения проверки Обществом покупателю не были представлены в наглядной и доступной форме правила продажи алкогольной продукции, поскольку они находились в помещении магазина и не могли быть представлены проверяющим, так как были истребованы другим покупателем и возвращены им администратору после начала проверки. Охраняемым общественным отношениям существенный вред причинен не был, однако это обстоятельство не получило надлежащей оценки суда апелляционной инстанции. Проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 августа 2005 года.

Освобождая Общество от административной ответственности, суд первой инстанции исходил из того, что Правила продажи алкогольной продукции у Общества имелись, однако на момент проверки отсутствовали на стенде. Деяние, совершенное Обществом, содержит признаки состава вменяемого правонарушения, однако является малозначительным, поскольку не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло каких-либо неблагоприятных последствий, поэтому Общество подлежит освобождению от административной ответственности. Суд апелляционной инстанции установил, что у Общества на момент проверки правила розничной продажи алкогольной продукции не находились в доступном для покупателей месте. Необходимая информация, в том числе Правила продажи алкогольной продукции, отсутствовала в месте, свободном для ознакомления покупателей. Оценив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у налогового органа имелись основания для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за нарушение иных правил торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Как следует из обстоятельств дела, протоколом от 4 апреля 2005 года № 0024491 установлен факт нарушения Обществом пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта", выразившийся в отсутствии Правил продажи алкогольной продукции в доступном для покупателей месте. Неуклонное соблюдение норм действующего законодательства, касающегося алкогольной продукции, является существенным общественным интересом, так как затрагивает интересы государства по охране жизни и здоровья его граждан. Правонарушение, совершенное Обществом, лишает возможности покупателя ознакомиться со своими правами при приобретении алкогольной продукции (в том числе с информацией о производителе, продавце и т.п.), и у суда первой инстанции не было оснований для освобождения Общества от административной ответственности по малозначительности совершенного правонарушения.

 

Rambler's Top100