Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Статья 44 Закона о защите прав потребителей

Официальный текст:

Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Прием жалоб потребителей может осуществляться через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Комментарий юриста:

В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ ранее закрепленные за органами местного самоуправления контрольно-надзорные полномочия претерпели изменения. В частности, исключено право органов местного самоуправления в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождаемых достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) до предоставления информации или прекращения продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Вместе с тем при рассмотрении жалоб потребителей в рамках полномочий, закрепленных статьей 44 Закона о защите прав потребителей, органы местного самоуправления вправе в целях объективного разбирательства по существу поставленных вопросов осуществлять проверки фактов, изложенных в жалобах. По результатам указанных проверок органы местного самоуправления вправе принимать обоснованные решения, в том числе связанные с направлением полученных материалов в территориальные управления Роспотребнадзора. Подобная практика исключает возможность проведения каких-либо мероприятий по контролю в сфере защиты прав потребителей по инициативе самого органа местного самоуправления, т.е. в плановом порядке и при отсутствии жалоб потребителей.

Необходимо также отметить, что ранее достигнутый органами местного самоуправления уровень соответствующей работы, несмотря на происшедшее перераспределение контрольно-надзорных функций в системе органов государственной (федеральной, региональной) и муниципальной власти, должен сохраниться. Роспотребнадзор в письме от 28 января 2005 года № 0100/588-05-32 уже указывал на необходимость взаимодействия между территориальными управлениями Федеральной службы и органами местного самоуправления; кроме того, рекомендовал главам муниципальных образований обратить внимание на необходимость сохранения отделов защиты прав потребителей в органах местного самоуправления. Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Роспотребнадзора от 7 марта 2006 года № 0100/2473-06-32, правомочия, предусмотренные статьей 44 Закона О защите прав потребителей, как относящиеся к вопросам, законодательно не исключенным из компетенции органов местного самоуправления, должны продолжать реализовываться ими в добровольном порядке при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств.

При этом, принимая во внимание соответствующие положения части 2 статьи 14, части 3 статьи 15, части 2 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, Роспотребнадзор считает, что функция по защите прав потребителей на муниципальном уровне была законодательно закреплена в качестве права органов местного самоуправления, а не их безусловной обязанности. Последние редакционные изменения указанной статьи, приведшие к исключению из нее ранее закрепленных за органами местного самоуправления контрольно-надзорных полномочий (допускавших, в частности, в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождаемых достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, возможность приостановления продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) до предоставления информации либо прекращения продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), были обусловлены принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.

Однако согласно Преамбуле названного законодательного акта его нормы не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина, а муниципальные образования должны реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования. Применительно к муниципальной составляющей национальной системы защиты прав потребителей это означает, что ранее достигнутый органами местного самоуправления уровень соответствующей работы, несмотря на происшедшее перераспределение контрольно-надзорных функций в системе органов государственной (федеральной, региональной) и муниципальной власти, должен быть как минимум сохранен.

С учетом изложенного Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека надеется на то, что практическая реализация органами местного самоуправления функций по защите прав потребителей в рамках статьи 44 Закона О защите прав потребителей будет продолжаться и впредь, поскольку в сочетании с полномочиями, реализуемыми территориальным управлением Роспотребнадзора, это позволит добиваться более действенных результатов, связанных с обеспечением гражданам соответствующих гарантий их прав, установленных названным законодательным актом.

 

Rambler's Top100