Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Суть претензии

Независимо от того, планируете вы обменять товар ненадлежащего качества или хотите получить уплаченные за него денежные средства, заявить об этом продавцу необходимо только с помощью претензии. Единственным исключением из этого правила является ситуация, в которой продавец немедленно удовлетворяет заявленное вами требование. В остальных случаях, если вопрос не может быть решен сразу же после вашего обращения, — лучше предъявить продавцу письменную претензию.

Основное требование (уменьшение стоимости товара, обмен или возврат) + убытки (т.е. расходы, которые вы понесли или должны будете понести для восстановления нарушенного права) + компенсация морального вреда. В зависимости от характера нарушенных прав и формируется текст претензии.

К примеру, если вы приобрели в магазине продукт питания и он оказался ненадлежащего качества, а на упаковке отсутствует информация о сроке годности, изготовителе и т.п., то претензия может содержать следующие требования:

1. Возвратить уплаченную сумму за некачественный продукт.

2. Возместить убытки в сумме, равной цене приобретенного вместо этого продукта в круглосуточном магазине.

3. Выплатить компенсацию морального вреда за понесенные душевные и нравственные страдания, которые выразились в том, что вы не смогли поужинать в определенное время, кроме того, вам пришлось снова идти в магазин, который находится далеко от вашего дома и т.п.

Если же нанесен вред здоровью, то в требование будет включено лечение, вызов врача и т.п.

Кроме того, при определении требования к продавцу (изготовителю) необходимо учитывать, следующие особенности:

1. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом или нет.

Например, если был приобретен алкогольный напиток одним покупателем, а впоследствии из-за его ненадлежащего качества отравился другой человек, то пострадавший будет вправе предъявить претензии продавцу или изготовителю алкогольного напитка, несмотря на то что он сам не приобретал указанный товар.

2. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока годности товара.

В связи с указанной особенностью необходимо разграничивать нарушение ваших прав при приобретении потребляемого товара ненадлежащего качества, но в пределах срока годности, и продажу товара по истечении срока годности. В первом случае вы вправе предъявить требование продавцу или изготовителю при условии, что товар был вами приобретен и (или) использован в течение срока годности, установленного изготовителем, но при этом товар не отвечает установленным Законом требованиям — является некачественным или небезопасным или отсутствует необходимая информация. При этом вам необходимо немедленно заявить свои претензии, поскольку, если пройдет время и истечет срок годности, а кассовый чек отсутствует, то вам будет очень сложно доказать то, что товар приобретался и (или) использовался в течение срока годности.

Так, например, вы приобрели пакет молока, срок годности — 14 дней со дня изготовления. Когда до истечения срока годности осталось пять дней, при открытии пакета обнаружилось, что молоко ненадлежащего качества. В данном случае, конечно, вряд ли сохранился кассовый чек, поэтому необходимо заявить претензию до истечения срока годности, чтобы не пришлось дополнительно доказывать, что недостаток товара был обнаружен именно в период срока годности.

Но при этом законодателем прямо предусматривается, что если на товар в соответствии с Законом должен быть установлен срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

В случае, если вам был продан товар по истечении срока годности, то предъявлять претензию можно будет только продавцу, поскольку осуществлял реализацию товара с истекшим сроком годности именно он, и, заявляя претензию, необходимо ссылаться именно на приобретение товара по истечении срока годности, так как это является самостоятельным нарушением прав потребителя.

Единственным случаем освобождения изготовителя или продавца от ответственности являются случаи, при которых изготовитель или продавец докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара. Но при этом, обратите внимание, обязанность доказывать нарушение потребителем каких-либо правил возложена на продавца (изготовителя).

После того как вы сформулировали свое требование, необходимо определить, кому именно оно будет предъявлено. В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона РФ О защите прав потребителей выбранное вами требование может быть предъявлено по вашему выбору продавцу, либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, либо изготовителю.

При этом необходимо учитывать, что товар, в котором выявлено ненадлежащее качество, должен быть сохранен до момента удовлетворения ваших требований, а хранить уже испорченный потребляемый товар достаточно трудно, поэтому в данном случае выбор должен быть сориентирован на более быстрое разрешение вопроса. В связи с этим предъявление претензий изготовителю актуально, если его месторасположение допускает возможность его быстрого уведомления. В противном случае все же имеет смысл предъявлять требования к продавцу. Кроме того, в соответствии с Законом отдельные функции, в том числе связанные с приемом претензий от потребителей, могут передаваться уполномоченным организациям.

Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель — это организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющая определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченная им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.

Примеры претензий

 

Rambler's Top100