Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 17 Налогового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Комментарий юриста:

Данная статья раскрывает одну из главнейших составляющих конституционно-правового понятия "законно установленные налоги и сборы". Налог как предусмотренное законом ограничение конституционного права собственности имеет право на существование лишь тогда, когда определены все элементы налогообложения, а точнее - элементы юридического состава налога. Эти элементы выполняют очень важную функцию: с экономических позиций они позволяют наиболее точно описать правила определения причитающейся публично-правовым органам доли имущества налогоплательщика, с юридической точки зрения - закрепить пределы ограничения права собственности. Только совокупность всех предусмотренных законом элементов позволяет считать налог законно установленным.

Общие правила определения элементов налогообложения закреплены в различных статьях части первой Налогового Кодекса: налогоплательщики - статья 19, объект налогообложения - статья 38, порядок исчисления налога - статья 52, налоговая база и налоговая ставка - статья 53, налоговый период - статья 55, сроки уплаты налогов и сборов - статья 57, порядок уплаты налогов и сборов - статья 58. Каждый из указанных элементов налогообложения определяется применительно к конкретному налогу в соответствующих главах части второй Налогового Кодекса, а для региональных и местных налогов, кроме того, в соответствующих региональных законах и местных нормативных правовых актах.

Помимо закрепленных в статье 17 обязательных элементов налогообложения выделяют также факультативные элементы, к числу которых можно отнести предмет налога, масштаб налога, единицу налогообложения, метод учета налоговой базы, отчетный период. Эти элементы не закреплены в части первой Налогового Кодекса, но присутствуют в главах второй его части, устанавливающих конкретные налоги. К примеру, статья 167 содержит правила определения даты реализации товаров, работ, услуг в целях исчисления налога на добавленную стоимость в зависимости от избранной налогоплательщиком учетной политики. В данном случае под учетной политикой имеется в виду применяемый налогоплательщиком метод учета налоговой базы: кассовый (по мере поступления денежных средств за реализованные товары, работы, услуги) или метод начисления (по мере отгрузки товаров, работ, услуг).

К числу факультативных элементов юридического состава налогов относятся также налоговые льготы. В соответствии со статьей 56 под налоговыми льготами следует понимать предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Налоговые льготы, если они предусматриваются исходя из экономической целесообразности, должны устанавливаться так же, как и обязательные элементы юридического состава налога: они могут быть закреплены только в актах представительных органов. Так же в статье 17 содержится важное правило, позволяющее разрешить вопрос о применении налоговых льгот, предусмотренных не актами законодательства о налогах и сборах, а другими актами представительных органов.

В соответствии с содержащейся в статье 17 Налогового Кодекса РФ нормой налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться при установлении налога. Учитывая, что налоги устанавливаются актами законодательства о налогах и сборах, льготы по налогам также могут устанавливаться только в том акте, где определяются все обязательные элементы налогообложения. Однако данное правило не имеет обратной силы и потому применяется только с 1 января 1999 года. При этом налоговые льготы, установленные иными актами представительных органов, изданными в пределах их компетенции до 1 января 1999 года и не признанными утратившими силу, подлежат применению в полном объеме.

Плательщики и элементы сборов определяются применительно к конкретным сборам. Различие в правовом регулировании между налогами и сборами вызвано прежде всего тем, что сборы в отличие от налогов чаще всего не имеют тех элементов юридического состава, которые присущи налогам. К примеру, лицензионные сборы, по общему правилу, не имеют ни налоговой базы, ни налогового периода. Поэтому определять их обязательные элементы в общей норме, которой является статья 17, не имеет смысла. Это, однако, не освобождает представительный орган, вводящий сбор, от соблюдения требования принципа определенности законодательства о налогах и сборах, вытекающего из Конституции РФ и закрепленного в статье 3 Налогового Кодекса РФ. В нормативном правовом акте о введении сбора должно быть однозначно определено, какой сбор, в каком размере и в какой срок должно платить каждое обязанное лицо.

Отсутствие в статье 17 упоминания об органе, который уполномочен устанавливать налоги и особенно сборы, не означает, что определить элементы налогов и сборов может любой орган, в том числе тот, которому такое право делегировано уполномоченным федеральным, региональным или местным представительным органом. Из норм статьи 1, статьи 3 и статьи 12 Налогового Кодекса РФ однозначно следует, что все элементы как налогов, так и сборов должны быть установлены актами законодательства о налогах и сборах, принимаемыми законодательными (представительными) органами государственной власти (местного самоуправления).

 

Rambler's Top100