Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 44 Налогового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора

1. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

2. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

2) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ;

3) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Комментарий юриста:

Статья 57 Конституции РФ и статья 3 Налогового Кодекса РФ устанавливают, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Обязательство по уплате налога может возникнуть только тогда, когда определены все элементы налога или сбора, а именно применительно к налогу - объект налогообложения, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, а также плательщики и элементы обложения - применительно к конкретным сборам (статья 17 Налогового Кодекса РФ). Формулировка пункта 1 статьи 44 предоставляет возможность для установления (особенно на уровне законодательства субъектов РФ) иных оснований, не предусмотренных Налоговым Кодексом РФ. При исполнении обязанности по уплате налогов или сборов необходимо иметь в виду, что оно должно осуществляться лишь в денежной форме. Это следует из статьи 8 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой налог это платеж, взимаемый из принадлежащих налогоплательщикам денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Уплата налога представляет собой совокупность юридических и фактических действий по направлению причитающейся суммы налога (сбора) в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды. Юридическая сторона - это совершение обязанным лицом юридически значимых действий, например направление в банк платежного поручения с указанием суммы платежа. Фактическая сторона связана с направлением (перечислением) определенных денежных средств в учреждения (в банк, сборщику налогов и т.п.), на которых лежит обязанность выполнить дальнейшие операции по перечислению этих средств в бюджет соответствующего уровня. Действия, связанные с уплатой налога, могут осуществляться как самим налогоплательщиком, так и его законным или уполномоченным представителем. Это установлено статьей 26 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой налогоплательщик имеет право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следует отметить, что в отношениях с налоговыми агентами обязанность налогоплательщика считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (т.е. формально для налогоплательщика уплата произошла).

Причем налоговый агент имеет те же права, что и налогоплательщик, а его обязанности определены в статье 24 Налогового Кодекса РФ. Статья 123 Налогового Кодекса РФ устанавливает ответственность налогового агента за невыполнение обязанности по удержанию и перечислению налогов. Это означает, что, если налоговый агент не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязанности налогового агента, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога. В пункте 3 статьи 11 Закона об основах налоговой системы в РФ была выражена позиция, согласно которой обязанность налогоплательщика по уплате налога могла считаться исполненной при поступлении соответствующих сумм в бюджет. Эта позиция была признана неконституционной и письмом ВАС РФ от 29 декабря 1998 года № 38 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 4 апреля 1996 года признано утратившим силу. Конституционный Суд РФ в постановлении от 12 октября 1998 года № 24-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 упомянутого Закона отметил, что налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Поэтому в статью 45 были внесены изменения, в соответствии с которыми налогоплательщик признается уплатившим налог в момент предъявления в банк поручения на уплату налога при обязательном наличии достаточного денежного остатка на счете. Одним из вопросов, связанным с исполнением обязанности по уплате налога, является осуществление этих действий законным или уполномоченным представителем налогоплательщика. В этой связи необходимо отметить, что 28 февраля 2001 года Пленум ВАС РФ принял постановление № 5, в пункте 7 которого сказано, что по смыслу пункта 1 статьи 26 субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик независимо от того, лично он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя. В связи с этим Высший Арбитражный Суд РФ делает вывод о том, что при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.

Такая позиция вполне может быть применима в отношении юридических лиц, чьи законные представители ненадлежащим образом исполнили обязанности по уплате налогов или сборов. Однако в отношении физических лиц она представляется неверной, так как в соответствии со статьей 106 Налогового Кодекса РФ налоговое правонарушение имеет место только в случае совершения виновного, противоправного деяния конкретных лиц. Поэтому за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (сбора) законными (уполномоченными) представителями налогоплательщиков - физических лиц последние при отсутствии их вины не могут быть привлечены к ответственности. Следует также отметить позицию Пленума ВАС РФ относительно договора доверительного управления. Согласно пункту 8 упомянутого постановления договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения.

Постановление разделяет гражданско-правовые и налоговые отношения, указывая, что в отношении представительства в сфере налогообложения соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью с учетом требований статьи 29 Налогового Кодекса РФ. Такая позиция представляется спорной, учитывая, что в соответствии с положениями Гражданского Кодекса доверительный управляющий осуществляет правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление в порядке, установленном законом или договором. Это, однако, не означает, что учредитель доверительного управления обязан выдавать еще и доверенность на выполнение доверительным управляющим обязательств в сфере налогообложения. К обстоятельствам, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате налога и сбора, Налоговый Кодекс относит следующие:

- использование налоговых вычетов, размер которых равен или превышает сумму налога за определенный налоговый период;

- невозможность уплаты налога (сбора) в силу причин экономического, социального или юридического характера;

- применение налогоплательщиком соответствующей льготы (если она, конечно, равна сумме налога), установленной законом;

- смерть налогоплательщика-гражданина, равно как и ликвидация организации-налогоплательщика предопределяет прекращение обязанности по уплате налога (сбора) этого лица. Однако это не означает, что обязанность по уплате налогов (сборов) прекращается автоматически.

Согласно статье 1112 Гражданского Кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (кроме тех, которые неразрывно связаны с личностью наследодателя). Принятие наследства означает, таким образом, не только приобретение наследниками каких-либо прав наследодателя, но и исполнение его обязанностей. Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 1175 Гражданского Кодекса РФ кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах срока исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к исполнителю завещания или к наследственному имуществу. Претензии предъявляются независимо от наступления срока соответствующих требований.

Течение срока исковой давности по требованиям кредиторов, начавшееся до смерти наследодателя, продолжается после его смерти в общем порядке. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 Гражданского Кодекса РФ). Вопросы, связанные с признанием гражданина умершим и отменой этого решения, регламентируются в статье 45 и статье 46 Гражданского Кодекса РФ. Установлены следующие сроки для признания гражданина умершим: пять лет (если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания), шесть месяцев (если он пропал без вести при определенных обстоятельствах), два года (в отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями). Ликвидация юридического лица осуществляется в соответствии с положениями гражданского законодательства, которое устанавливает основания и порядок проведения ликвидационных процедур, а также порядок расчетов с кредиторами.

Хотя порядок исполнения обязанности по уплате налогов ликвидируемой организации определен статьей 49 Налогового Кодекса РФ, следует иметь в виду, что все расчеты с кредиторами будут осуществляться в соответствии со статьей 64, а также статьей 855 Гражданского Кодекса РФ. Кроме того, следует иметь в виду, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (статья 63 Гражданского Кодекса РФ).

 

 

Rambler's Top100