Joomla TemplatesWeb HostingFree Money

Статья 375 Налогового кодекса РФ

Официальный текст:

Статья 375. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

3. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Комментарий юриста:

Согласно статье 17 Налогового Кодекса РФ налоговая база является элементом налогообложения. Если она не определена, налог не считается установленным надлежащим образом. В соответствии со статьей 53 Налогового Кодекса РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Первоначальная стоимость указанного объекта за вычетом износа составляет его остаточную стоимость (или балансовую стоимость, поскольку в расчет валюты баланса включается только остаточная стоимость). Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Кодексом.

Согласно статье 54 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится и за тот налоговый период, в котором была допущена ошибка.

В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Амортизация - это экономический механизм переноса стоимости объекта на изготовленную при его участии продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), создания источника для простого воспроизводства. Амортизация исчисляется по объектам основных средств, находящимся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. По отдельным видам основных средств амортизация не начисляется. Способ начисления амортизации предприятия устанавливают в зависимости от своей учетной политики. Сумма амортизации должна быть достаточной для строительства или приобретения новых основных средств после признания невозможности или нецелесообразности эксплуатации действующих.

Основные средства, по которым амортизация не начисляется, определены в пунктах 17 и 18 ПБУ 6/01. Их можно объединить в три группы:

1) основные средства, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются. Это земельные участки и объекты природопользования;

2) основные средства стоимостью не более 10 000 рублей за единицу, а также книги, брошюры и т.д.;

3) основные средства, по которым начисляется износ. Перечень этих основных средств содержится в пункте 17 ПБУ 6/01.

Следует отметить, что письмо Минфина России от 19 мая 2004 года № 04-05-05/57 "О порядке уплаты налога на имущество организаций бюджетными организациями" обязывает бюджетные учреждения определять для целей налогообложения остаточную стоимость основных средств исходя из их балансовой стоимости и величины износа, исчисленных в конце налогового (отчетного) периода в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета для бюджетных организаций. При этом учитывая, что начисление износа по объектам основных средств в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 года № 107н, бюджетными организациями производится в конце календарного года, для целей определения среднегодовой (средней) стоимости имущества за налоговый (отчетный) период следует учитывать годовую сумму износа, которая должна быть фактически начислена за налоговый период, равномерно распределенную по месяцам налогового периода.

Что касается переоценки основных средств бюджетными учреждениями, то она осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, а ее результаты учитываются при определении остаточной стоимости имущества для целей налогообложения. Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации. Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных средств.

Техническая инвентаризация объектов недвижимости осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 года № 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности". В настоящее время действует Порядок предоставления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденный приказом Госстроя России и МНС России от 28 февраля 2001 года № 36/БГ-З-08/67, согласно которому организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, по состоянию на 1 января текущего года.

Организации технической инвентаризации обязаны направлять сведения об инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения. Сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов. В случае, если отсутствуют технические паспорта объектов недвижимого имущества или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних пяти лет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, которые могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и представления в налоговый орган выписки о его инвентаризационной стоимости.

В случае, если объект налогообложения на момент представления сведений не поставлен правообладателем на технический учет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам визуального наблюдения, которые впоследствии могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и представления в налоговый орган выписки о его инвентаризационной стоимости.

 

Rambler's Top100