Joomla TemplatesWeb HostingFree Money
Поиск на сайте

Установление налога и объекты налогообложения

Налог может считаться установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

1) объект налогообложения — статья 38 Налогового Кодекса РФ;

2) налоговая база — статья 53 Налогового Кодекса РФ;

3) налоговый период — статья 55 Налогового Кодекса РФ;

4) налоговая ставка — статья 53 Налогового Кодекса;

5) порядок исчисления налога — статья 52 Налогового Кодекса;

6) порядок и сроки уплаты налога — статьи 57, 58 Налогового Кодекса РФ.

Важнейшим из перечисленных элементов является объект налогообложения. Статья 38 Налогового Кодекса РФ устанавливает, что объект налогообложения характеризуется конкретным экономическим признаком, имеющим стоимостную, количественную или физическую характеристики. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Объектами налогообложения могут являться: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, окйзанных услуг), иной объект. Работы и услуги — это самостоятельные объекты гражданских прав (статья 128 Гражданского Кодекса РФ). Законодатель воздержался от дачи общего определения работы или услуги в Гражданском Кодексе РФ, однако, для целей налогообложения в статье 38 Налогового Кодекса РФ такое определение дается. Примером иного объекта налогообложения можно назвать объекты налогообложения в специальных налоговых режимах.

Реализация товаров, работ или услуг представляет собой передачу на возмездной основе (в том числе посредством мены) права собственности на товары, передачу на возмездной основе результатов работ, выполненных одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. В отдельных случаях реализацией признаются эти же действия, совершенные на безвозмездной основе. Например, в статье 146 Налогового Кодекса РФ установлено, что для целей исчисления налога на добавленную стоимость передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

В соответствии со статьей 11 Налогового Кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом Кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Налоговый Кодекс РФ не устанавливает специального понятия "возмездное" для целей налогообложения, в связи с чем возмездность реализации следует понимать в том смысле, как это закреплено в пункте 1 статьи 423 Гражданского Кодекса РФ — возмездным признается такой договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей. При этом иное встречное предоставление может быть самым разнообразным, а именно в качестве встречного может быть предоставлен любой из отчуждаемых объектов гражданских прав.

В статье 39 Налогового Кодекса РФ указаны также случаи отчуждения объектов гражданских прав, которые для целей налогообложения реализацией не признаются, таковыми случаями, в частности, являются:

- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

- передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

Перечень этих случаев не исчерпывающий, применительно к конкретным налогам законодатель устанавливает и иные случаи отчуждения, не признаваемые реализацией для целей налогообложения. Так, в частности, согласно статье 146 Налогового Кодекса РФ передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, операции по реализации земельных участков (долей в них) не признается реализацией для целей исчисления налога на добавленную стоимость.

В том случае, когда объект налогообложения характеризуется стоимостными, а не количественными или физическими характеристиками, первоочередное значение приобретает соответствие декларируемых налогоплательщиком цены сделки фактическому положению дел, поскольку при стоимостных объектах налогообложения цена сделки может иметь решающее значение для определения величины налоговой базы. В целях пресечения попыток налогоплательщиков документально занизить цену сделок в целях уменьшения величины налоговой базы и, как следствие, суммы уплачиваемого налога, законодатель закрепил правила, позволяющие налоговым органам контролировать для целей налогообложения адекватность цены сделки. В самом общем виде предписания о принципах определения цены для целей налогообложения сводятся к следующим положениям.

Первым делом презюмируется, что пока не доказано обратное, предполагается, что согласованная сторонами договора цена товара, работы или услуги соответствует уровню рыночных цен, поэтому бремя доказывания несоответствия цены, установленной в договоре, рыночной цене возлагается на налоговые органы. Далее, налоговые органы вправе применить свои контрольные функции в части проверки адекватности цены сделки и для целей налогообложения лишь в следующих случаях:

1) если сделка совершена между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Перечисленные случаи допустимости осуществления налоговыми органами контроля за соответствием цены сделки уровню рыночных цен являются исчерпывающими.

При разрешении вопроса об адекватности цены сделки законодатель предписывает учитывать обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитывать скидки, вызванные:

- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Законодатель обязывает налоговый орган вынести по до начислению налога мотивированное решение. Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что налоговый орган должен четко отразить обстоятельства, подтверждающие наличие оснований для до начисления (статья 40 Налогового Кодекса РФ) и обосновать расчет суммы до начисления посредством применения методик также нашедших законодательное закрепление (статья 40 Налогового Кодекса РФ). Существо названных методик может быть сведено к следующим положениям.

1. Наличие на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг). При этом идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

2. Сопоставимость экономических условий сделок, условия признаются сопоставимыми, если различие между ними либо существенно не влияет на цену товаров, работ, услуг, либо их влияние может быть учтено с помощью поправок. Условия сделок, которые учитываются для установления их сопоставимости при определении рыночных цен товара, работы или услуги, определены в статье 40 Налогового Кодекса РФ, при этом законодатель оставляет налогоплательщику возможность доказывать необходимость учитывать любые иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

3. Методики, предусмотренные статьей 40 Налогового Кодекса РФ (метод цены последующей реализации и затратный метод) могут быть применены только в ситуации отсутствия на соответствующем рынке сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или отсутствия на этом рынке их предложения, а также невозможность определения рыночных цен ввиду отсутствия либо недоступности официальных информационных источников.

В том случае, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, работ или услуг, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о до начислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты сделки были оценены исходя из применения рыночных цен. Перечисленные в статье 40 Налогового Кодекса РФ обстоятельства, подлежащие учету при определении рыночной цены товара, работы или услуги, не являются, однако, исчерпывающим. При рассмотрении спора о признании недействительным решения налогового органа суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки.

В самом общем виде о специальных налоговых режимах упоминается в статье 18 Налогового Кодекса РФ, согласно которой под специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных Кодексом и федеральными законами.

В к специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

 

Rambler's Top100